ГРЕБНЕВСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ - Страница 2

Однако замечание Никодима Павловича Кондакова о том, что после раскрытия в 1917 г. Гребневская икона «оказалась прямо итало-критского письма», позволяет исследователям предположить, что это могла быть греческая икона, попавшая в Москву после приезда Софьи Палеолог и переданная Иваном III в храм на Лубянке. В августе–сентябре 1917 г. Гребневская икона, очевидно, по инициативе клира и прихожан, расчищалась Григорием Осиповичем Чириковым под наблюдением Н.П. Кондакова и Петра Петровича Покрышкина. При осмотре иконы 7 августа на ней был обнаружен слой записи, датированный первой половиной XVII в. (временем царя Михаила Фёдоровича). К 24 сентября была расчищена древняя живопись, имевшая хорошую сохранность. После завершения реставрации икона атрибутирована как произведение второй половины XVI в., посредственная копия с хорошего оригинала, вероятно, большего размера (вывод был сделан на основании того, что поля иконы «резали» изображение). Образ был написан на тонкой доске, дублированной сзади доской из кипариса. Чудотворная икона, как полагают исследователи, находилась в Гребневском храме до 1930 гг. (в этот период храм принадлежал обновленцам). На фотографии того времени (Музей архитектуры имени Щусева) видно, что икона стояла в правой части местного ряда иконостаса, между образом Спасителя на престоле и храмовой иконой Успения Божьей Матери; в качестве кивория Гребневской иконы использовалась надпрестольная сень XVII в. Образ имел скромный оклад, закрывавший лишь фон и поля, и был вставлен в раму с клеймами. Хотя предание связывало создание рамы со сценами Акафиста с именем Ивана III, судя по фотографии, она была исполнена не раньше XVIII в. Впрочем, размеры сохранившейся пелены Гребневской иконы 1657 г. (86×68 см; ныне в Историческом музее, передана в 1886 г. из Гребневской церкви) позволяют исследователям предположить, что какая-то рама существовала уже в середине XVII в. Сведения о судьбе Гребневской иконы после закрытия и разрушения Гребневской церкви на Лубянке в 1933–1935 гг. отсутствуют. Некоторые произведения из храма попали в собрания Третьяковской галереи и Музея-заповедника «Коломенское», однако, насколько известно исследователям, среди них нет иконы, которую они могли бы отождествить с чудотворным образом. Исчезновение иконы не позволяет исследователям сделать выводы о времени её создания и проверить сведения о чудесном спасении образа во время пожаров 1617 и 1687 гг. Несмотря на то, что сказание о Гребневской иконе имеет легендарный характер, исследователям известны независимые источники, указывающие на довольно раннее формирование почитания чудотворного образа. Никоновская летопись сообщает о строительстве церкви на подворье Рязанского епископа в 7069 (1561) г.: «Того же лета зделана церковь каменна на владычне дворе Резанского по конец Грибневские улицы». Название улицы в этом тексте позволяет исследователям предположить, что церковь Успения на Бору уже тогда именовалась по иконе. Следующие по времени упоминания храма как Гребневского есть в Книге расхода 1584/1585 г. и в росписи встречи хана Кучума 1598 г. Все эти известия указывают на широкую известность Гребневской иконы в столице во второй половине XVI в.

 



 
PR-CY.ru