ГЕРАКЛИТ

ГЕРАКЛИТ (около 520 – около 460 гг. до н.э.) – сын Блосона из Эфеса, древнегреческий философ, досократик. О жизни и деятельности известно лишь, что он, как полагают исследователи, принадлежал к «царскому» роду Андроклидов, но отрёкся от своего титула в пользу брата; убедил тирана Меланкому сложить с себя власть; потерпел в Эфесе политическое поражение: эфесяне изгнали его единомышленника Гермодора, будущего помощника римских законодателей – децемвиров. Анекдоты же о мизантропии Гераклита и неприглядных обстоятельствах его смерти и образ Гераклита как «плачущего» философа, скорее всего, – досужие выдумки позднейших комедиографов и характерологов. От краткого сочинения Гераклита (один свиток), названного позднее «О природе» или «Музы», и его учения сохранилось около 200 цитат и пересказов и несколько десятков свидетельств, рассеянных в сочинениях античных и средневековых авторов. Среди них наиболее заслуживают упоминания Платон, Аристотель, Теофраст, Филон Александрийский, Плутарх, Климент Александрийский, Ипполит Римский, Диоген Лаэртский, Иоанн Стобейский, епископ Кесарии Палестинской Евсевий, Иоанн Цец, Солунский митрополит Евстафий, Альберт Великий и Фома Аквинский. Язык фрагментов Гераклита – высокохудожественная, богатая звукописью ритмическая проза, изобилующая поэтическими фигурами и многозначными конструкциями. Ввиду огромных трудностей, с которыми сопряжено филологическое восстановление буквы и смысла дошедших текстов, среди исследователей до сих пор не существует сколько-нибудь общепринятого понимания его учения (нижеследующее краткое изложение является несовершенным итогом многолетней работы по изданию и переводу дошедших до нас источников и реконструкции книги и учения Гераклита). Книга Гераклита – руководство к мудрости, её основная философема – «единое Мудрое». Это – и мудрость мудреца, и то знание, «отличное от всех (отдельных) вещей», приобщение к чему делает мудреца мудрецом. Мудрость же «Мудрого» и, стало быть, мудреца – в едином «всё знать», т.е. в овладении таким знанием, усвоив которое «можно управлять всеми вещами». От «Мудрого» к мудрецу это всезнание передаётся, как от мудреца к его ученику, через «Глагол» (Логос): если устами истинного мудреца, изрекающего «единое всезнание», глаголет само «Мудрое», то глагол мудреца есть не что иное, как изречение предсуществующего своему изречению «Глагола» «Мудрого». Как таковой «Глагол» (Логос) вечен и отражает и определяет действительное положение вещей в мире. Хотя «Глагол» доступен («общ») всем, люди его чураются, отказываясь от мудрости, как, впрочем, и их «мудрецы»: поэты – Гомер, Архилох, Гесиод; философы – Фалес, Пифагор, Ксенофан, а также историк и географ Гекатей.

 



 
PR-CY.ru