ГАДАНИЕ - Страница 10

В 1570 гг. текст отредактирован псковским книжником Иваном Рыковым, который дополнил её текстами оккультного и астрономического характера (в том числе из «Колядника» и «Лунника»), а также, как полагают исследователи, материалом из похожей книги «Аристотелевы врата». В списке рубежа XVII–XVIII вв. даются ответы на 72 вопроса. Гадание осуществляется на бумаге при помощи гадательных костей, его результаты группируются и используются для дополнительных вычислений. При этом предписывается чтение молитв – Трисвятого, «Отче наш», Иисусовой молитвы, Пс. 8. С «Рафли» сопоставима книга «Обхождение 12 месяцев» (иначе «Зверинец», название происходит от знаков Зодиака), которая известна только в восточнославянской рукописной традиции (два списка XVI в.). Однако описаний методики гадания по ней не сохранилось. С конца XVII в. в России получил распространение перевод другой геомантической книги «Fortuna». Ко второй группе примыкает гадание по Псалтири. Впервые в русских источниках оно упоминается в «Поучении» Владимира Мономаха (начало XII в.). Гадательные приписки на полях известны с XV в. (у славян с XI в.). Они встречаются также в виде отдельного текста (Число псалтырьно), содержащего номера и начальные слова псалмов с предсказаниями. Известны и собственно гадательные Псалтири (Гадания царя и пророка Давида). Основной принцип гадания по Псалтири – толкование случайно найденных стихов, но известны и более сложные приёмы (например, в книге «Гадания пророка Самуила», сохранившейся в сербских рукописях XV–XVII вв., предлагается выписывать первые буквы первых четырёх строк псалма, а затем сравнивать их с образцами). Для определения случайной страницы в разрез книги втыкали нож или иглу, вкладывали записки с вопросами и т.п. Для гадания использовались также зёрна или камешки, которые метали на чертежи кругов или спиралей с номерами псалмов. Гадали и по вращению самой книги, привязав к ней ключ и подвесив на пальце. Видимая близость к христианству (даже время, избираемое для гадания, было тесно связано с церковным годом, например, святочные гадания, на Масленицу, в Сочельник, в Юрьев день и т.п., накануне других праздников, т.к. считалось, что праздничные службы изгоняют нечистую силу, к помощи которой прибегают при гадании) заставляла пастырей русской церкви прилагать особые усилия в борьбе с гаданием. Однозначно гадательные приёмы осуждаются в Домострое, в решениях Стоглава. С петровской эпохи правительство начинает бороться с гадателями более активно. Пик гонений приходится на период 1730–1761 гг., когда было заведено около 150 уголовных дел. Однако при Екатерине II государственная политика меняется, и гадательную литературу начинают печатать открыто. К 1780 гг. дела о гадании были переданы из сферы церковного суда в совестные суды на местах. Максимальным наказанием за гадание стала временная отправка в монастырь для утверждения в вере.



 
PR-CY.ru