ГАДАНИЕ - Страница 7

За гадание о здоровье императора или о государственной власти полагалась смертная казнь. Если рабы гадали о здоровье господ, то их распинали. Эти установления потом неоднократно повторялись в IV в. Император Константин, запретивший доносы, в законе 319 г. сделал специальное исключение для доносивших по делу о гадателях и об астрологах, запретив считать их клеветниками, назвал их «скорее достойными награды». Закон 357 г. императора Констанция расширял круг обвиняемых и был направлен уже не только против самих астрологов, но и против тех, кто с ними совещаются. В 358 г. обвинения в магии впервые официально были включены в закон об оскорблении величия. Вместе с тем, как отмечал еще Тацит, отношение к гаданию всегда оставалось двойственным: «... (астрологов) вечно изгоняют из нашего государства и вечно оставляют, чтобы пользоваться их услугами». Например, в законе 371 г. императоры Валентиниан, Валент и Грациан утверждают, что искусство гадания разрешено и не имеет ничего общего с делами чародеев, однако его запрещается использовать во вред. Императоры Гонорий и Феодосий в 409 г. постановили изгонять гадателей в том случае, если они откажутся предать свои книги огню на глазах епископов и не исповедают христианство. В христианской традиции отношение к гаданию всегда было резко отрицательным, поскольку признание эффективности дивинации ставило бы под сомнение свободу воли человека, а значит, и меру его ответственности за грех. Поскольку гадание обычно рассматривалось в одном ряду с чёрной магией и язычеством, трактатов, посвящённых только этому вопросу, немного (например, у Августина блаженного – «De divinatione daemonum»). Согласно правилу 24 Анкирского собора, на гадающих налагается пятилетняя епитимия (три года пребывания в чине припадающих и два года без причащения). По Лаодикийскому правилу 36 следует извергать из клира тех, кто занимаются гаданием (также правила 14 и 15 Номоканона при Большом Требнике). Василий Великий в правиле 83 за гадание или обращение к гадателям назначает шестилетнюю епитимию (один год в числе плачущих, один год – слушающих, три года – припадающих, один год – стоящих с верными), а в правиле 72 – равную с убийцами, т.е. 20-летнюю. Третье правило Григория Нисского приравнивает таковых к отступникам от веры и отлучает пожизненно; если же они по нужде обратились к гаданию, то наказание может быть смягчено. Шестилетняя епитимия подтверждается правилом 61 Трулльского собора и правилом 15 Номоканона при Большом Требнике, тогда как 20-летняя – правилом 13 Номоканона при Большом Требнике.

 



 
PR-CY.ru