ГАДАНИЕ - Страница 6

В греко-римском мире гадание впервые стало предметом философского осмысления. Орфею предание приписывает сочинения о гадании на песке и по яйцам птиц. Историк Филохор написал труд «О мантике», философ Поллес из Эг – «Наблюдение птиц», «О птичьих знамениях у Гомера» и «О мантике у тирренцев», историк Дамострат – «О гаданиях по явлениям в воде». Рассуждения о гадании встречаются в диалогах Платона. Об оракулах и связанных с ними приёмах гадания писали Гераклид Понтийский, Никандр из Колофона, Филемон, Феопомп Хиосский, Плутарх и др. Наибольший вклад в изучение дивинации внесли стоики (Хрисипп, Диоген Вавилонский, Антипатр, Посидоний), сочинения которых хотя и не сохранились, но оказали значительное влияние на Цицерона, которому принадлежит трактат «О дивинации». Цицерон указывает на три источника дивинации – Бога, судьбу и природу. Знание примет и индуктивные виды гадания, по его мнению, возможны благодаря взаимосвязи всех природных явлений (симпатии). Интуитивное гадание объясняется родством человеческой души с божественным разумом, с которым она общается, освободившись от уз тела во сне или исступлении. Цицерон подробно разбирает гадание по внутренностям, по молниям, по чудесным явлениям, пишет о происхождении гаруспиций, о гадании по жребиям и проч. Несмотря на скептический взгляд на возможность предсказания будущего (особенно в отношении иноземных практик, например, гаданию по жребию), Цицерон отмечает, что для государства важно и полезно сохранять древнеримские практики гадания – учение авгуров и гаруспиков. Артемидор, несмотря на то, что традиция приписывает ему составление руководства по хиромантии, считает, что не следует верить пифагорейцам, физиогномистам, гадающим по жребиям, по сыру, по ситу, по чертежам, по руке, по блюду, по голосам умерших; к истинным он относит гадания по жертвам, по птицам, по звёздам, по чудесным явлениям, по печени и по снам. Резко отрицательно к гаданию относились эпикурейцы. В письме неоплатоника Порфирия к египетскому жрецу Анебону, реконструируемом по трактатам Ямвлиха, Евсевия Кесарийского и Августина Блаженного, помимо прочего рассматривались вопросы о том, что происходит в акте дивинации, чем отличается дивинация в традиционных святилищах от частных практик, как могут боги снисходить до пророчествующих с помощью крупы (алфитомантия), кто открывает будущее человеку – Бог, демон или ангел, не является ли всё действие дивинации результатом психического расстройства. В эпоху Римской империи гадание перешло в разряд маргинальных, запрещённых практик, связанных с чёрной магией, а потому вредоносных. По приказу императора Августа были сожжены около 2 тыс. оракулов Сивиллы. С самого начала империи происходили массовые изгнания астрологов и магов из Италии: при Августе в 33 г. до н.э., при Тиберии в 16 г., при Клавдии в 52 г., при Вителлии в 69 г. и т.д., основанием для которых служил закон Корнелия об убийцах и отравителях. Однако во многих случаях явно проступает один и тот же мотив защиты императора от возможных конкурентов (т.е. близость к закону об оскорблении величия). Согласно «Сентенциям» юриста Юлия Павла (первая половина III в.), гадателей полагалось сечь плетьми и изгонять из города, а упорствовавших в своих пристрастиях к гаданию заключать в тюрьму или ссылать на острова.

 



 
PR-CY.ru