ГАДАНИЕ - Страница 4

Среди еврейских терминов, используемых для обозначения предосудительных способов гадания, по частоте использования на первом месте слова с корнем «gsm», которые обозначают гадание как таковое и чаще всего переводятся как «гадать» или «прорицать», соответственно «гадатель», «прорицатель». В то же время прорицание может быть и заклинанием (Числ. 22:7; 23:23; Нав. 13:22). Только в Притч. 16:10 термин употреблён в положительном значении: «Прорицание на устах царя, на суде язык его не погрешит» (синодальный перевод нивелирует специфику стиха). Однако из различных способов гадания, составляющих данную группу, определённо говорится лишь о гадании при помощи стрел. Стрелы с начертанными на них альтернативными решениями мешались в колчане, и по первой вынутой стреле принималось решение. Процесс описан в Иез. 21:21–23. Применялось также гадание по облакам. В библейском тексте этот метод находит достаточно широкий отклик и исключительно в отрицательном аспекте (Лев. 19:26; Втор. 18:10, 14; Суд. 9:37; 4 Цар. 21:6; Ис. 2:6; 57:3; Иер. 27:9; Мих. 5:12; 2 Пар. 33:6). В Суд. 9:37 термин употреблён для обозначения прорицалища при священном дубе (в синодальном переводе оставлен гебраизм как имя собственное – «дуб Меонним»). Оракулы при священных деревьях и рощах обличаются в Ос. 4:12. В ряде текстов для обозначения гадания используется термин, который этимологически связан со словом «змея, что, как полагают исследователи, указывает на связь с некими змеиными культами или гаданием через обращение к миру мёртвых. Менее вероятной исследователи считают гипотезу, объясняющую данный вид гадания «свистящим» или «шипящим» голосом прорицателя. В Быт. 44:5, 15 через этот термин передан способ гадания с использованием чаши, скорее всего, египетского происхождения. Предсказание будущего по внутренностям животных, запрещённое Втор. 18:10, упоминается в Иез. 21:21, где Навуходоносор гадает по печени. История с волшебницей из Аэндора (1 Цар. 28), свидетельство Ис. 8:19 и другие тексты указывают на практику некромантии. Упоминание терафимов (этимология неясна; так называли идолов, которые почитались родовыми, семейными божествами – Быт. 31:19, 30, 32; Суд. 18:24) совместно с ефодом свидетельствует о том, что израильтяне с древнейших времён использовали их для гадания (Суд. 17:5; 18:14, 17, 18, 20; Ос. 3:4; см. также Иез. 21:21). Царь Иосия отменил терафимов наряду с другими формами незаконной мантики (4 Цар. 23:24). В Зах. 10:2 сказано о лживости данного оракула. О самой процедуре гадания при помощи терафимов исследователи только догадываются. В эпоху Античности гаданию отводилась значительная роль в жизни общества. У греков большим авторитетом (не только духовным, но и политическим) пользовались святилища с оракулами, которые являлись местами постоянных паломничеств. При этом предсказания передавались не только устами человека (как, например, в святилище Аполлона в Дельфах), но и при гадании по внутренностям животных (иеромантия, иероскопия; в святилищах Зевса в Олимпии, Аполлона Исменского близ Фив), по движению листьев священного дуба или лавра (филломантия), журчанию вод источника (пегомантия; Додонский и Делосский оракулы), по жребию (дубовые палочки с надписями применялись в храме Фортуны в Пренесте).

 



 
PR-CY.ru