ГАДАНИЕ - Страница 3

Несколько слепков найдены в Хацоре (Израиль) и на территории Угарита. Методы месопотамской экстиспиции менялись. Шумерский обычай выбирать жреца городского божества с помощью гадания по внутренностям жертвенного животного говорит о том, что изначально ответ был только бинарным – «да/нет». В средневавилонский период от предсказателя требовалось составление отчёта после каждого обследования внутренностей и повторное гадание в случае неблагоприятных знамений. В Ассирии для гадания составлялись подробные списки вопросов к богам. Для самого гадания часто требовалась подготовка (известны молитвы гадателей), и внимательно выбиралось время его совершения. В случае плохих предзнаменований совершались апотропеические ритуалы. Гибель месопотамской цивилизации, её языков и системы письма не препятствовала проникновению методов гадания в Палестину, Египет, позже – в Европу. В Ветхом Завете упоминаются различные формы гадания, и даётся их оценка с позиции религии Откровения. К допустимым приёмам гадания относилось только метание жребия. Сам метод рассматривался как способ узнавания воли Яхве (Притч. 16:33). Примеров, где ситуация разрешается с помощью жребия, достаточно много. К нему обращаются при разделе Ханаана (Числ. 26:55–56; 33:54; 34:13; Нав. 21:4–6, 8; Суд. 1:3); при выявлении нарушителей в деле Ахана (Нав. 7:14) и Ионафана (1 Цар. 14:42); во время похода против вениамитян (Суд. 20:27–28) и при избрании первого царя Израиля (1 Цар. 10:20–22); к жребию обращается Давид, когда его преследует Саул (1 Цар. 23:9–12), и др. Кроме того, было известно гадание посредством урима и туммима (Исх. 28:30; Лев. 8:8; Числ. 27:21; Втор. 33:8; см. также: 1 Цар. 28:6; 1 Ездр. 2:63; Неем. 7:65), которое было прерогативой священников (урим и туммим входят в число их сакральных атрибутов). При этом функция оракула включается в число основных обязанностей ветхозаветного священства (Втор. 33:8–10). Хотя библейские тексты не дают описаний ни вида урима и туммима, ни самой процедуры оракула с их применением, большинство исследователей сходятся во мнении, что они представляли собой жребии, хранившиеся в мешочке под нагрудным карманом священников. Как предмет священнического оракула в ряде текстов фигурирует также ефод (Суд. 18:14–20; 1 Цар. 23:9–12; 30:7–10; Ос. 3:4), по мнению исследователей, тесно связанный с уримом и туммимом. Все остальные формы гадания, представленные в Ветхом Завете, относятся к разряду запрещённых. Запрет обуславливается, прежде всего, тем, что они рассматриваются в качестве неотъемлемой составляющей чужеродных религиозных культов. Оценка данных гадательных приёмов осуществляется в единстве с такими феноменами, как колдовство, чародейство, волхвование, магия и т.п. (Исх. 22:18; Лев. 19:26, 31; 20:6, 27; Втор. 18:9–15). Как сама практика, так и обращение к гадателям воспринимаются как измена Яхве, которая должна караться смертью (Исх. 22:18; Лев. 20:6, 27). Гаданию противопоставляется действие слова Божия через пророка, которое созидает и определяет пути свершения Священной истории. Перечень основных запрещенных приёмов гадания представлен в тексте Втор. 18:10–11, где, в частности, упоминаются «прорицатель», «гадатель», «ворожея», «вопрошающий мёртвых».

 



 
PR-CY.ru