ГАДАНИЕ - Страница 2

Современные исследователи ввиду множества смешанных форм гадания предлагают ввести третий тип – интерпретативное гадание, к которому относят сочетание определённых процедур и особого дара у гадателя (например, при пиромантии). Вторым, основным, типом гадания является, как полагают исследователи, интуитивное гадание. Оно во многом основано на личном авторитете предсказателя. Способности к предсказанию будущего или к познанию событий прошлого без использования методов исторической науки известны как у представителей бесписьменных народов, так и среди последователей мировых религий. К отдельным видам относятся пророческое вдохновение, шаманский экстаз, мистическое озарение, видения и транс медиумов. Известны способы интуитивного гадания без обращения к «специалистам», когда ответом на поставленный вопрос служит интерпретация первого слова, произнесённого случайным прохожим. Поскольку в русском языке слово «гадание» связывается, прежде всего, с его техническими или индуктивными разновидностями, далее речь пойдёт только о них. В эпоху цивилизаций Древнего Востока жрецы и придворные гадатели вели записи различных знамений (небесных явлений, рождения монстров и т.п.) и их истолкований. Сохранилось множество сборников предсказаний и клинописных текстов (большая часть написана на аккадском языке), которые датируются временем от позднего старовавилонского периода до эпохи Селевкидов. Эти тексты переписывались в Сузах, столице Элама, в Хаттусасе, столице хеттов, и даже в таких отдалённых местах, как Катна и Асор (современный Хацор) в Сирии и Палестине. Известны переводы вавилонских гадательных текстов на эламский и хеттский языки. Упоминания о различных приёмах гадания неоднократно встречаются в исторической и религиозной литературе. Например, уже в старовавилонский период были известны гадания по внутренним органам животных (тератология), гадания по маслу и дыму. Из юридических текстов известно, что по жребию делилось наследство между сыновьями, распределялись доходы храмов между служителями. У ассирийцев существовал обычай выбирать чиновника, именем которого должен был называться новый год, с помощью глиняных кубиков. В Междуречье, Сирии, Палестине и Малой Азии большое внимание уделялось гаданию по полёту птиц. «Наблюдатель птиц» многократно упоминается в ассирийских текстах. При дворе они считались настолько важными лицами, что должны были приносить клятву верности царю. Известно, что царь Синаххериб (705–681 гг. до н.э.), чтобы исключить тайный сговор между экспертами при подготовке ответа на важный вопрос, разделял предсказателей на группы. Наряду с местными специалистами гадания по птицам в Ассирии занимались военнопленные египтяне. «Хранители птиц» упоминаются и в хеттских источниках. В одном из текстов из Алалаха говорится о дерущихся птицах, за которыми наблюдают, чтобы предсказать будущее. Практика гадания по внутренностям животных восходит, как полагают исследователи, ещё к шумерам. Месопотамские гадатели исследовали не только кости животного, но и дыхательные пути, лёгкие, печень, жёлчный пузырь и т.п. Основой для предсказания считались всякого рода атрофия, гипертрофия и другие аномалии. Наибольшее внимание уделялось печени (гепатоскопия), глиняные модели которой обнаружены при раскопках в Вавилоне, Мари и Малой Азии (Богазкёй).

 



 
PR-CY.ru