ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 9

На внешних гранях арок четверика изображены апостолы от 70 в медальонах. В наосе размещены композиции евангельского цикла, который изложен очень подробно и занимает основной объём верхней зоны стен наоса (в некоторых местах в два ряда), а также сцены из Акафиста, Богородичного цикла, Жития Иоанна Крестителя, образы святых. Богородичный цикл (в северо-западном углу) представлен сценами: «Благовестие праведному Иоакиму», «Рождество Богородицы» и «Введение во храм», на западной стене – «Успение Богородицы» полного извода (так называемое облачное). Композиции цикла Акафиста расположены по периметру наоса над регистром с ростовыми фигурами святых. Цикл Иоанна Крестителя с центральным изображением «Святой Иоанн Креститель Ангел пустыни» находится в юго-западном углу храма, его составляют сцены: «Рождество святого Иоанна Крестителя», «Пир у царя Ирода», «Усекновение главы», «Обретение главы». В нижнем регистре росписи храма и притвора в трёх зонах, разделённых между собой декоративными поясами, изображены в рост многочисленные фигуры святых, представленные по чинам святости: мученики, исповедники, отшельники, преподобные, воины. Резной дубовый позолоченный трёхъярусный иконостас храма сооружён на средства Кассандрийского митрополита Григория в третьей четверти XVIII в. Он является одним из наиболее ценных по художественным качествам наряду с иконостасами монастырей Эсфигмен и Кутлумуш. Притвор (лити) построен около 1768 г. и расписан теми же мастерами, что и наос. В нём помещены композиции эсхатологического, апокалиптического и исторического характера. В левом куполе – поясное изображение Христа Ветхого денми в окружении ангелов, в барабане – 11 ветхозаветных патриархов (Иуда, Иосиф и Вениамин в рост, остальные поколенно или по пояс). В парусах изображены песнописцы Иоанн Дамаскин, Феодор Студит, Косма Маюмский и Стефан Агиополит за сочинением церковных гимнов. Та же программа повторена в северо-западной части притвора: в куполе, в медальоне, поддерживаемом ангелами и херувимами, – Христос Великий Архиерей, благословляющий обеими руками; в барабане – праотцы; в парусах – образы гимнографов Киприана, Феофана, Филофея Коккина и Андрея Критского. В обеих частях притвора в зоне под парусами – изображения мучеников оглавно в медальонах и в рост. В центральной части свода межкупольного пространства находится редкое изображение «Иисус Христос Слава и Радость святых»: Господь представлен в мандорле в императорском одеянии со знаками царской власти. Его стопы опираются на сферу, под которой два ангела держат открытую книгу с десятью заповедями. Вокруг мандорлы – ангелы с разнообразными музыкальными инструментами. В центральном своде восточной части притвора изображена Святая Троица (так называемая новозаветная) с символами евангелистов по сторонам. К северу от неё – композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа» – иллюстрация 148-го псалма, где вокруг Христа представлены славящие Его лики Небесных Сил и святых; круговую композицию, подчёркивая её вселенский характер, замыкают зодиакальные изображения. На соседних стенах тема хвалы Господу продолжена рядом образов: царя Давида с Псалтирью в руках, музыкантов, танцующих юношей и дев, фантастических животных, аллегорических изображений и др. (Пс. 144).

 



 
PR-CY.ru