ГРИГОРИЯ ПРЕПОДОБНОГО МОНАСТЫРЬ - Страница 8

Внутренний двор представляет собой прямоугольное, вытянутое в сторону моря пространство, значительную часть которого занимает расположенный в центре кафоликон. К югу от него находится трёхэтажный корпус с трапезной (вторая половина XVIII в., в настоящее время трапезная обновлена и расширена за счёт богадельни в западном корпусе), кельями на первом этаже и храмами Богородицы «Живоносный Источник» и Димитрия Солунского на втором и третьем этажах соответственно. Четырёхэтажный западный корпус был построен при игумене Иоакиме и имеет наиболее величественный вид. В нём расположены покои игумена, зал для собраний, переплётная мастерская и прачечная. Северный, или средний, корпус возведён после пожара 1500 г. и сохранил первоначальный внешний вид (в 1976 г. перепланирован под монашеские кельи), в нём находятся иконописная мастерская и храм cв. Архангелов, в средней части – пятиэтажная колокольня с дестью колоколами. Южную часть корпуса и всю южную сторону внешнего двора занимает архондарик с кельями для паломников. Прочие помещения внешнего двора служат, в основном, монашескими кельями. В настоящее время в восточной части двора за древней стеной на скальной породе на уровне около 10 м строится новый корпус, в котором предполагается разместить библиотеку, ризницу, зал собраний, храм во имя Иоанна Крестителя, а также монашеские кельи. Кафоликон, освящённый во имя Николая Чудотворца (между 1761 и 1768 гг., роспись 1768–1779 гг.; внутренний размер 23,68х12,9 м, высота 13,27 м), расположен в центре внутреннего двора. Он построен по так называемому афонскому типу крестово-купольного храма с планом в форме триконха с пятигранной апсидой с востока и трёхгранными апсидами с севера и юга. С запада к храму примыкают притвор (внутренний нартекс, или лити) и экзонартекс (внешний нартекс), с севера – парекклисион (придел) во имя Григория Нового. Храм имеет пять глав в виде куполов на гранёных световых барабанах: по одной – над основным пространством храма, парекклисионом и входом в экзонартекс, две – над притвором. В стене алтарной апсиды помещены шесть полуциркульных окон (по два на трёх гранях апсиды), в боковых стенах – по 12 окон разных форм и размеров. Сохранилась ктиторская надпись о завершении росписи кафоликона в 1779 г., в которой названы имена художников – иеромонаха Гавриила и Григория из Кастории. Росписи выполнены в соответствии с традиционной византийской программой декорации храма; отреставрированы в 1990 гг. В конхе центрального алтаря помещён тронный образ Богоматери с Младенцем «Платитера» («Ширшая небес») с предстоящими по сторонам архангелами; в руках Богородицы атрибуты царской власти – скипетр и держава. Под конхой расположена композиция «Причащение апостолов», которую фланкируют изображения Иисуса Христа (в жертвеннике) и ангела (в диаконнике). Ниже – регистр композиций с евангельскими сценами, иллюстрирующими моменты явления Христа ученикам после Воскресения. В первом регистре – ряд святителей. В наосе, в скуфье центрального купола, – поясной образ Христа Пантократора, окружённый композицией «Небесная литургия». В барабане в два регистра изображены пророки. В парусах – четыре евангелиста, между которыми над арками свода – «Спас на убрусе», «Спас на чрепии», Спас Еммануил и Христос, благословляющий обеими руками, с открытым Евангелием перед грудью с текстом: «Аз есмь лоза».

 



 
PR-CY.ru