ГРОССЕТЕСТ Роберт - Страница 6

Более того, между различными бесконечными величинами, представляющими актуально бесконечные суммы абстрактных чисел, моментов времени или точек пространства, могут существовать пропорциональные отношения: одна бесконечность может быть в несколько раз больше или меньше другой. Полагающим и мыслящим в едином акте актуально бесконечную величину является неизвестный Аристотелю абсолютно всемогущий христианский Бог, Который «всё расположил мерою, числом и весом» (Прем. 11:21) и, зная определённое «истинное» число первой меры (mensura) пространства (времени), заключающее в себе бесконечное множество его точек (моментов), измеряет им все прочие пространственные (временные) протяжения. Роберт Гроссетест не открыл ни одного научного закона, но высказанными оригинальными концепциями и большим личным авторитетом оказал влияние на развитие философии и опытной науки XIII–XIV вв., в частности, на закрепление представления о свете как о всеобщей «форме телесности» (Альберт Великий, Бонавентура, Томас Йорк, Витело, Иоанн Пекам), на разработку учения о «мультипликации видов» (Роджер Бэкон, Пётр Перегрин из Марикура, Тимон Иудей), на создание новых, основанных на возможности алгебро-геометрического выражения качества систем «математической физики» (Томас Брадвардин, «калькуляторы» из Мертон-колледжа при Оксфордском ун-те, а также Николай Орем). Следуя традиции своего времени в представлении мира как человеческого дома, призванного уподобиться «дому Божию» (ср. с августиновским «Градом Божиим»), Роберт Гроссетест в богословской поэме «Замок Любви» развивал популярную аллегорию Девы-замка, уподобляя тело Девы Марии замку Любви, надёжному убежищу, «куда Господь зашёл и откуда вышел через закрытую дверь». Замок построен на скале, символизирующей сердце Богоматери; три цвета – зелёный, голубой и красный, в которые выкрашены стены замка, суть «теологические» добродетели Богоматери: вера, надежда, любовь; четыре башни – Её «кардинальные» добродетели: сила, умеренность, справедливость и мудрость; семь барбаканов суть семь «основных» добродетелей, побеждающих семь смертных грехов; три оборонительные линии означают девственность, целомудрие и брак Девы Марии; бьющий в донжоне источник, воды которого наполняют оборонительные рвы, – это милость Божия, охватывающая весь замок; сами же рвы олицетворяют добровольную бедность; радуга, окружающая белоснежный трон души Девы Марии, является метафорой духовного света и воплощённого Слова. Созерцающий замок герой поэмы, которого одолевают мирские соблазны и дьявольские козни, умоляет Богоматерь укрыть его за неприступными для всякого зла стенами.



 
PR-CY.ru