ГРОССЕТЕСТ Роберт - Страница 4

Следуя метафизическим спекуляциям Ибн Сины и Ибн Гебироля, Роберт Гроссетест определял свет как первую телесную форму (forma prima corporalis), или форму телесности (forma corporeitatis), которая, являясь общей формой всех тел, делает их протяжёнными. Причастие свету всего сущего обусловливает единство мироздания и придание геометрическим законам его умножения и распространения, действующим в рамках оптики (считавшейся в то время частью астрономии), статуса всеобщих, применимых ко всей реальности (как к надлунной, астрономической, так и к подлунной, физической). Согласно Роберту Гроссетесту, всякое развёртывание (replicatio) материи и формы тел, являясь причиной всех видов их изменений (качественное, возникновение и уничтожение, возрастание и убывание, локальное движение и др.), происходит благодаря умножению (распространению) света (multiplicatio lucis) по «математическим формулам» (figuraciones numerorum). Умножение видов (multiplicatio specierum) происходит по тем же принципам, что и умножение света, т.е. благодаря прохождению по силовым лучам через промежуточную среду форм действующей причины вещей (механические воздействия, тепло, звук, астрологические и климатические влияния и т.д.). Общие правила этой мультипликации сформулированы в сочинении «О линиях, углах и фигурах...». Тем самым Роберт Гроссетест пытался заложить фундамент единой физической теории. Следуя Августину Блаженному, он утверждал, что свет, будучи «духовным телом, или телесным духом», из всех тел в наибольшей степени близок к бестелесности; он не только является связующим звеном между телесным миром и миром чистых форм в размерах всего универсума, но и оказывается посредником в пределах микрокосма-человека: через свет высшая часть души (intelligentia), не связанная с телом, руководит и движет им. Реконструкция того, каким образом математические отношения внедрены в универсум, является содержанием трактата «О свете...», представляющего собой одну из немногих космогоний, написанных между «Тимеем» и работами Нового времени. В этом трактате Роберт Гроссетест для представления целостной картины мироздания предпринял попытку синтеза богословия, философии и науки, объединения христианской креационистской доктрины (Быт. 1) с неоплатоническим учением об эманации. Согласно Роберту Гроссетесту, Бог в начале творит световую точку, в которой слиты воедино первоформа-свет и первоматерия и потенциально в соответствии с Божественным замыслом заключён весь мир.

 



 
PR-CY.ru