ГРОССЕТЕСТ Роберт - Страница 2

2. Естественнонаучные трактаты: «De sphaera» («О сфере», 1215–1220 гг.), «De impressionibus aёris seu De prognosticatione» («Об импрессиях воздуха, или О составлении погодных предсказаний», 1215–1220 гг.), «De generatione stellarum» («О происхождении звёзд», 1217–1225 гг.), «De cometis» («О кометах», 1222–1224 гг.), «De impressionibus elementorum» («Об импрессиях элементов», до 1225 г.), «Quaestio de fluxu et refluxu maris» («Вопрос о приливах и отливах моря», 1226–1228 гг.), «De motu corporali et luce» («О телесном движении и свете», около 1230 г.), «De motu supercaelestium» («О движении наднебесного», около 1230 г.), «De differentiis localibus» («О локальных различиях», около 1230 г.), «De iride seu De iride et speculo» («О радуге, или О радуге и зеркале», 1230–1233 гг.), «De colore» («О цвете», 1230–1233 гг.), «De lineis, angulis et figuris seu De fractionibus et reflexionibus radiorum» («О линиях, углах и фигурах, или О преломлениях и отражениях лучей», 1230–1233 гг.), «De natura locorum» («О природе мест», 1230–1233 гг.), «De universitatis machina» («О вселенской машине»), «De calore solis» («О тепле Солнца») и др. 3. Сочинения по различным вопросам: календарно-пасхалистические («Сalendarium» – «Календарь», около 1220 г., «Computus», 1215–1220 гг., «Computus correctorius», 1225–1230 гг., «Computus minor», 1244 г.); «Dictae» («Речи») и др. 4. Письма. 5. Комментарии на Священное Писание (компилятивный комментарий на первые главы книги Бытие под названием «Hexaёmeron» («Шестоднев»), на Книгу Екклесиаста, на Псалмы, на Послания апостола Павла к Галатам и Римлянам), на корпус «Ареопагитик», на сочинения Иоанна Дамаскина, Аристотеля («Вторая аналитика», 1228–1230 гг., «Физика», 1228–1232 гг.). 6. Переводы с греческого языка: Завещание двенадцати патриархов (переведённое на латынь в сотрудничестве с Иоанном из Бейзингстока, который привёз его из Константинополя), Ареопагитский корпус, «Схолии» на Ареопагитский корпус Максима Исповедника, сочинения Иоанна Дамаскина (разделы «Источника знания» и др.), Аристотеля («О небе» с комментариями Симпликия, «Никомахова этика» с комментариями Евстратия, Михаила Эфесского и др.) и псевдо-Аристотеля («De lineis indivisibilibus», «De virtute») и др. Роберту Гроссетесту приписывались: «Summa philosophiae» («Сумма философии», 1265–1275 гг.), а также «De agricultura», «De astrolabia», «De lingua», «De natura luminis et diaphani», «De oculo morali», «De necromantia et Gothia et de lapide philosophico». Спецификой его научно-философского творчества, в котором ощутимы влияния платонизма, аристотелизма, греко-арабского естествознания, является единство теории познания (включая эмпирическую методологию), учения о взаимодействии физических объектов универсума сообразно законам геометрической оптики и представления о космогоническом процессе в рамках концепции метафизики света. Синтезируя традиционную для Оксфорда гносеологию Августина Блаженного (т.е. умозрительное постижение истин о первоосновах бытия) и пропагандируемый им самим «путь опыта» (via experientiae, т.е. эмпирическое наблюдение за явлениями природы), Роберт Гроссетест утверждал, что в силу практической невозможности совершенной чистоты человеческого интеллекта чувственное познание, хотя и является по существу менее совершенным, обладает преимуществом непосредственной убедительности и ясности добываемого им знания. При этом так же как ничто тварное не может существовать без сохраняющего действия Бога («быть для той или иной твари – значит поддерживаться Вечным Словом»), никакая тварная истина не может явиться человеческому уму сама по себе, но только лишь в свете Высшей Истины.

 



 
PR-CY.ru