ГЛАДДЕН Уошингтон Соломон

ГЛАДДЕН Уошингтон Соломон (1836–1918 гг.) – пастор-конгрегационалист, «отец американского социального евангелизма». Родился в семье фермера, с 16 лет работал журналистом в газете, связанной с Республиканской партией и объединявшей противников рабства. В 1859 г. окончил Уильямс-колледж в Уильямстауне (штат Массачусетс) и затем служил пастором в конгрегационалистских церквах Бруклина (штат Нью-Йорк) в 1860–1861 гг., Моррисейнии (штат Нью-Йорк) в 1861–1866 гг., Норт-Адамса (штат Массачусетс) в 1866–1871 гг., Спрингфилда (штат Массачусетс) в 1875–1882 гг., Колумбуса в 1882–1914 гг. На протяжении всей жизни не оставлял журналистской и редакторской деятельности – в 1871–1875 гг. был редактором по религиозным вопросам в газете «New York Independent»; в 1878–1880 гг. был главным редактором «Springfield Afternoon» (Спрингфилд). Ещё в колледже У.С. Гладден критиковал консервативных кальвинистских богословов за склонность проповедовать пассивность и подчинение властям, за нежелание и неумение прилагать нормы христианской этики к решению социальных проблем. В годы Гражданской войны в США безоговорочно поддерживал Север и правительство Авраама Линкольна. Чтение сочинений Г. Бушнелла, по словам У.С. Гладдена, избавило его «от порабощения внеморальной теологией». С его точки зрения, быть христианином – значит жить, следуя определённым моральным нормам. В 1865 г. как с церковной кафедры, так и на страницах печати У.С. Гладден выступил в поддержку умеренной политики президента Эндрю Джонсона по отношению к побеждённым южанам в противовес радикальной политике конгресса. В 1868 г. была издана его первая книга «Простые мысли об искусстве жить» («Plain Thoughts on the Art of Living»); за ней последовали написанные в столь же энергичной и ясной манере трактаты «Что значит быть христианином» («Being a Christian», 1871 г.) и «Христианский путь» («The Christian Way», 1877 г.). Победа Севера над Югом, отмена рабства, ускорив индустриализацию США, изменили жизненный уклад большинства американцев, и У.С. Гладден видел свой пасторский долг в том, чтобы объяснить людям, что значит жить по-христиански в новых условиях. В отличие от Жана Кальвина и кальвинистских богословов XVI–XVIII вв. – приверженцев так называемой теологии Ковенанта (от англ. covenant – завет) – У.С. Гладден не пытался извлечь из Евангелия некие христианские политико-юридические нормы, а строил аргументацию, опираясь на «золотое правило» этики («поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой»). В частности, будучи принципиальным противником коммунистических идей, он защищал и обосновывал права рабочих на создание профсоюзов и проведение забастовок, указывая, что и предприниматели объединяются в (монополистические) союзы и стремятся увеличить свои доходы, а значит, аналогичные действия рабочих не могут рассматриваться как нарушение «золотого правила».

 



 
PR-CY.ru