ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ

ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ – стиль западноевропейской певческой нотации, выработанный в позднесредневековых скрипториях в XII–XIII вв. и называемый в современной музыковедческой литературе готическим по аналогии с латинским книжным письмом XIII–XVI вв. Так же как и для книжного письма, для готической нотации характерны написание с изломом и подчёркнутое различие между жирными и волосяными линиями. Термин «готическая нотация» стал общеупотребительным с 1990 гг. Раньше её чаще называли «письмом с подковными гвоздями» (нем. Hufnagelschrift), что было связано с формой характерного знака этой нотации, так называемой вирги (одиночной ноты, более высокой по сравнению со смежными в невменных нотациях), напоминающей по форме подковный гвоздь (Hufnagel). Готическая нотация применялась для записи как церковных одноголосных песнопений, так и светской одноголосной музыки и реже – ранних форм многоголосия. Она была особенно распространена с XIII в. на севере и востоке Германии, в Нидерландах и в отдельных литургических центрах Скандинавии, а также в восточно-европейских землях, находившихся в сфере немецкого влияния (Чехия, Моравия, Польша, Венгрия, Прибалтика), поэтому готическую нотацию называют также немецкой хоральной нотацией. Она представляет собой региональный вариант хоральной линейной нотации, связанный с особым способом написания невм, перенесённых на нотный стан (так называемые готические, или немецкие, невмы) и постепенно графически преобразованных под влиянием манеры и инструментария письма. Рукописи данного типа писались под диагональным наклоном пером с косым срезом, вследствие чего нотные головки приобретали вид ромба, отличаясь тем самым от так называемой квадратной нотации, сформировавшейся в XII в. и распространившейся преимущественно во Франции, в Англии и в странах Южной Европы. Ромбовидная форма нотных знаков – результат эволюции невмы «пунктум» (лат. punctum) – одиночного знака, передающего тон, более низкий в сравнении с предыдущим или последующими тонами мелодии. Ранними примерами записи в готической нотации являются 77 духовных песнопений аббатисы Хильдегарды Бингенской (ум. в 1179 г.) в двух кодексах – из Бельгии и Германии. Исследователи различают два основных типа готической нотации – немецкий и лотарингский (называемый также мецским по главному центру Лотарингии города Мец). Им известны и смешанные формы. Первый тип преобладал в нотных рукописях Рейнской области, на севере Германии и в Нидерландах, второй – в восточных и южных областях Германии, а также на территории современной Австрии и Швейцарии и в Восточной Европе. По мнению исследователей, главное различие между данными типами – в предпочтении того или иного знака для одиночных нот. В рукописях немецкого типа используются как пунктум, так и вирга. В лотарингском типе вирги нет, а пунктум имеет форму ромба. Кроме того, здесь чаще, чем лигатурные невменные знаки, используются одиночные ноты.

 



 
PR-CY.ru