ГИМНАРИЙ

ГИМНАРИЙ – литургическая книга католической церкви, содержащая тексты гимнов, которые поются на службах суточного круга (оффиций). Хотя гимны использовались в богослужении, начиная с эпохи ранней церкви, долгое время предпочтение отдавалось библейским текстам. Включение гимнов в состав служб суточного круга было связано с развитием монастырского типа богослужения. Первоначально гимны помещались в конце Псалтири, в литургических Псалтирях – в текстах служб (древнейший образец – рукопись из Северной Франции середины VIII в.), иногда с дополнительным разделом-Гимнарием в конце. По мнению исследователей, которые судят по упоминаниям в каталогах средневековых библиотек, Гимнарий как отдельная книга появляется во франкских монастырях в конце VIII – начале IX в. Тем не менее, более половины всех известных Гимнариев – это сборники, которые включают дополнительные элементы (псалмы, а также молитвы-коллекты, библейские песни, чтения из Священного Писания, антифоны, инвитатории и проч.) и таким образом могут рассматриваться как разновидности литургической Псалтири. В ранних рукописях гимны выписывались в порядке литургического года, но ещё не содержали нотации, которая появляется с X в. Обычно нотируется только первая строфа и не для всех песнопений, хотя известны и полностью невмированные Гимнарии. На протяжении всего средневековья Гимнарии отличались большим разнообразием состава. Ранний репертуар латинских Гимнариев классифицирован исследователями следующим образом: 1) так называемый Древний Гимнарий (V–VI вв.), состоящий из амвросианских, галликанских и ранних британских гимнов, всего 19 текстов; 2) так называемый Франкский Гимнарий, сложившийся в северо-восточной Франции (Корби) и юго-западной Германии (Райхенау) в конце VIII – начале IX в., а также так называемый Мосарабский Гимнарий, в общей сложности дающие 39 гимнов, более двух третей которых пелись на протяжении всего года (т.е. не были связаны с отдельными праздниками или днями памяти святых) и, в основном, на службе Laudes. Новые (по сравнению с Древним Гимнарием) песнопения Франкского Гимнария были предназначены для Laudes в разные дни недели, а также в периоды Великого поста и Пасхи. В начале IX в. на смену Древнему и Франкскому Гимнариям на всём латинском Западе, за исключением Миланского архиепископства (сохраняющего свои особенности богослужения вплоть до настоящего времени) и Иберийского полуострова (где унификация репертуара последовала в конце XI в.), пришёл так называемый Новый Гимнарий, составленный в начале IX в. в Северной Франции в ходе литургических реформ в правление Людовика Благочестивого, предположительно Бенедиктом Анианским (ум. в 821 г.), по другой версии – Валафридом Страбоном (ум. в 849 г.). Древнейшие сохранившиеся списки Нового Гимнария относятся к IX–X вв. В его состав входят как произведения IV–VI вв. («A solis ortus cardine» Седулия, «Pange lingua» и «Vexilla regis» Венанция Фортуната, части из «Liber cathemerinon» Пруденция), так и Гимнарии, созданные в каролингскую эпоху (например, «Ut queant laxis» и «Veni creator Spiritus», приписывающиеся традицией соответственно Павлу Диакону и Рабану Мавру).

 



 
PR-CY.ru