ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ - Страница 5

Если в чинопоследовании римской утрени (matutinae) строго определено количество псалмов с антифонами и чтений с респонсориями (три псалма и три чтения на каждой из трёх составляющих утреню ноктурн – nocturnae), то в обрядах галликанского круга количество псалмов, чтений, песнопений к ним, порядок их исполнения и даже количество ноктурн менялись от региона к региону, причём чёткая картина этих изменений, как полагают исследователи, не может быть восстановлена. Среди особенностей галликанской утрени – пение «Отче наш» после каждой ноктурны. Исполнение строфических гимнов (обязательное в римском, амвросианском и других обрядах) было распространено, но не было принято повсеместно, а в некоторых епархиях (например, в Лионе) даже запрещено. Известно, что на службе Laudes по воскресеньям и праздникам обязательным было пение Пс. 148–150, объединяемых общим термином «alleluaticum» («аллилуйное»). Как могло выглядеть чинопоследование малых часов, исследователям практически неизвестно. Так же, как и для амвросианской традиции, для галликанского пения был характерен lucernarium (светильничное [последование]); исследователи не исключают, что он выделялся в особую службу. Как и в римском обряде, помимо вечерни на исходе дня служился completorium, в галликанских традициях иногда называвшийся «duodecima» ([служба] 12-го [часа]). Среди антифонов позднейших григорианских Процессионалов определённая часть восходит к галликанскому пению. Rogationes (трёхдневные моления с шествиями, совершавшиеся перед Пятидесятницей) были введены в Галлии ещё около 475 г. и вошли в обиход всей Западной церкви. Вопрос о связи мелоса рогационных антифонов с галликанским пением исследован недостаточно. Огромное распространение на латинском Западе получила паралитургическая служба Laudes regiae (Королевские хваления), возникшая на основе молений (preces) галликанской мессы. К традиционным кратким рефренам-прошениям молений был добавлен так называемый триколон (trecolon) – трёхстишие «Christus vincit, Christus regnat, Christus imperat» («Христос побеждает, Христос царствует, Христос владычествует»). Хваления исполнялись в честь монархов и высших чинов церковной иерархии и были известны как в странах романо-германского круга, так и в славянском мире, включая Киевскую Русь. Мелодический стиль всех поддающихся транскрипции версий хвалений существенно отличается от григорианского пения и мог возникнуть ещё в галликанскую эпоху.



 
PR-CY.ru