ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ

ГАЛЛИКАНСКОЕ ПЕНИЕ – обобщённое название различных певческих стилей, характерных для региональных разновидностей галликанского обряда. Точка зрения, в соответствии с которой термин «галликанское пение» применим для обозначения других певческих традиций Западной церкви (амвросианского пения, староиспанского или испано-мосарабского пения, беневентанского пения и др.), в настоящее время выходит из употребления, что не отрицает связей галликанского стиля с другими древнейшими видами церковного пения и в отдельных случаях использования одних и тех же текстов и мелодий. Границы распространения галликанского пения совпадают с территорией галльских провинций Римской империи (включая часть Северной Испании). Галликанское пение достигло наибольшего расцвета в Нарбоне, Тулузе, Лионе, Арле и Отёне, т.е. в городах, развившихся ещё в римскую эпоху и ставших крупными литургическими центрами древней Галльской церкви. В VIII–IX вв. вместе с введением в Галлии (как и во всём государстве Каролингов) римского обряда галликанское пение выходит из употребления и сменяется григорианским пением. Однако некоторые галликанские песнопения вошли в новый певческий репертуар и повлияли на его стилистические особенности. После романизации церковной жизни Галлии отдельные службы или распевы могли сочиняться по старым галликанским образцам. Стиль церковной музыки, распространённый во Франции XVII–XVIII вв. и также называемый галликанским, или старогалльским (vieux gaulois), пением, ничем, кроме названия, с древним галликанским пением не связан. Начало вытеснения галликанского пения из обихода приходится на период в истории латинского церковного пения, отмеченный полным господством устной традиции. В период введения (IX в.; по некоторым гипотезам – конец VIII в.) и распространения ранней невменной нотации (вторая половина IX в. – Х в.; в некоторых регионах позднее) галликанское пение превратилось в реликтовую традицию, постепенно уходившую из обихода. Ни одной полной певческой книги галликанского пения не сохранилось, и реконструкцию его репертуара в сколько-нибудь полном объёме исследователи считают невозможной. Источниками по истории галликанского пения являются: 1) ненотированные богослужебные книги древнейших латинских литургических традиций, сохранившие тексты галликанского пения; 2) ранние церковные документы и свидетельства современников о распространении галликанского пения и о его особенностях; 3) певческие книги григорианской традиции (как нотированные, так и ненотированные), сохранившие отдельные галликанские распевы. Выделение в григорианских источниках галликанских песнопений исследователи считают возможным, как правило, в тех случаях, когда тексты этих песнопений встречаются в богослужебных книгах так называемых «неримских» обрядов и при этом не встречаются в певческих книгах, созданных в самом Риме. Древнейшие певческие книги галло-французского происхождения VIII–IX вв. полностью ориентированы на новый, «романизированный» богослужебный стиль и почти не содержат образцов галликанского пения. Характерный пример – корпус наиболее ранних, ещё не снабжённых нотацией Градуалов (изданных Р.Ж. Эбером: Antiphonale missarum sextuplex), где лишь единичные тексты исследователи могут гипотетически связать с галликанской традицией.

 



 
PR-CY.ru