ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ

ГОСПОДСКИЕ ПРАЗДНИКИ – дни церковного календаря, посвящённые воспоминаниям и прославлению событий из земной жизни Иисуса Христа, реликвиям, знамениям и чудесам, связанным с Ним. В широком смысле Господские праздники – это дни, в которые по тем или иным причинам особенно прославляется Господь. Главным христианским праздником является Пасха, день Воскресения Иисуса Христа. Её ежегодное празднование – это древняя христианская традиция, восходящая к апостольским временам. В первые века христианства в праздновании этого события большое значение имело воспоминание о Страстях Христовых, предшествующих Воскресению, со временем акцент переместился на радостное прославление события Воскресения, но древняя традиция сохраняется в том, что богослужение в день Великой пятницы отличается большой торжественностью. К IV в. сложилась традиция восьмидневного празднования Воскресения Христова, которое заканчивается торжественным богослужением в неделю Антипасхи, когда вспоминается событие уверения апостола Фомы в истинности Воскресения. В древнем иерусалимском богослужении служба Антипасхи повторяла пасхальную, в византийском обряде усилилась тема уверения Фомы и воскресенье Антипасхи стало самостоятельным праздником, заключающим прославление Воскресения Христова. Празднование дней Вознесения Господня и Пятидесятницы (Сошествия Святого Духа на апостолов) сложилось к IV в., в некоторых традициях эти два праздника отмечались в один день (на пятидесятый день после Пасхи) и воспринимались как единое целое. Это относится, например, к иерусалимской традиции конца IV в., описание которой сохранилось в записях Эгерии о своём паломничестве. После IV в. эти праздники стали праздноваться раздельно. С IV в. известны слова св. отцов и свидетельства о праздновании воскрешения Лазаря (Лазарева суббота) и Входа Господня в Иерусалим (проповеди святителей Амфилохия (ум. после 394 г.), Иоанна Златоуста (ум. в 407 г.) и др.; описание паломничества Эгерии в Иерусалим). На Востоке воспоминания Рождества Христова и Крещения Господня первоначально соединялись в празднике Богоявления 6 января. Установление этого праздника относится ко времени не позднее III в. Эгерия отмечает исключительную торжественность богослужения в этот день. В Римской церкви с IV в. праздновали Рождество Христово 25 декабря, постепенно эта традиция распространилась по всему христианскому миру. Спустя некоторое время после разделения праздников Рождества Христова от Крещения цикл Господских праздников был дополнен празднованиями дней Обрезания (1 января) и Сретения Господня (2 февраля) , которые прямо зависели от даты Рождества: Обрезание совершается на восьмой, а Сретение Господне – на сороковой день после Рождества Христова. Георгий Амартол (IX в.) писал о том, что Сретение Господне стало праздноваться в числе Господских праздников при императоре Юстиниане I Великом (527–565 гг.). В IV в. в Иерусалиме в связи с обретением Креста Господня (325–326 гг.) и строительством ряда храмов (освящены в 335 г.) были установлены праздники Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

 



 
PR-CY.ru