ГЕОРГИЙ ПАХИМЕР

ГЕОРГИЙ ПАХИМЕР (1242 – около 1310 гг.) – византийский философ, историк, учёный. Занимал высокие государственные и церковно-административные должности (был протэкдиком и дикеофилаком). Георгий Пахимер принадлежал к поколению учеников Георгия Акрополита и в творчестве испытал его сильное влияние. После 1261 г. переехал в Константинополь, где получил прекрасное образование, включавшее помимо философии и риторики физику и математику. Он обратился к рассказу о событиях, современником которых был, создав, подобно Георгию Акрополиту, памятник отчасти мемуарного, отчасти историографического жанра. Основное и самое объёмное сочинение – «История» в 13 книгах, охватившее период с 1260 до 1308 гг., написано Георгием Пахимером как продолжение «Хроники» Георгия Акрополита. Оно даёт представление о правлении первых двух императоров из династии Палеологов (повествование о последних годах правления Ласкарисов носит характер предыстории, необходимой для пояснения последующих событий). Творчество Георгия Пахимера не исчерпывается историографическим трудом: важное место в истории византийской культуры занимают его философские, риторические и юридические сочинения. Принадлежность Георгия Пахимера к числу клира Константинопольского патриархата объясняет интерес его как историка к церковно-политическим и догматическим спорам, прежде всего, к греко-латинской полемике по вопросу об унии Восточной и Западной церквей. Георгий Пахимер являлся ревнителем идей эллинского патриотизма, был враждебно настроен к католическому Западу. Историческая ситуация того времени, когда над Византией нависла опасность внешнеполитических утрат, а внутри государства на различных уровнях шли дискуссии, и возникали распри, не располагала к сдержанному, отстранённому фактологическому, пусть и субъективно организованному, описанию. В «Истории» в начале повествования Георгий Пахимер выдвигает тезис о бедственном состоянии государства, превращении исторического процесса в «смуту событий». Это выражение становится лейтмотивом всего произведения. Ощущение надвигавшейся беды, дестабилизации общественной системы, тревоги за будущее у Георгия Пахимера сродни оценкам этого же времени у его современника и соученика – будущего Константинопольского патриарха Григория II Кипрского (1283–1289 гг.). Таким образом, это отмеченное в «Истории» состояние напряжённости социально-психологической атмосферы в государстве было отражением реальной ситуации, а не субъективными рефлексиями историка. В научной традиции с Георгием Пахимером связывается понятие «гуманист». Исследователи отмечают, что его творчество, не противореча в целом классическим византийским нормам, во многом близко духу произведений эпохи «палеологовского гуманизма». Дело не только в многочисленных цитатах из античных авторов и в органической жизненности образов античной мифологии в его «Истории» (подобное не было в Византии уникальным явлением), гораздо важнее тонкое понимание Георгием Пахимером глубинного смысла древних текстов (прежде всего, Гомера), значения редких архаичных слов и выражений.

 



 
PR-CY.ru