ГЕНРИХ ГЕНТСКИЙ - Страница 4

Если последняя выводится из материи в акте естественного возникновения человеческого зародыша (против этой концепции активно возражали Эгидий Римский, Гонсальв Испанский и Иоанн Дунс Скот), то первая является наивысшим продуктом Божественного творения из ничего (ex nihilo); при этом разумная душа виртуально содержит в себе и прочие способности (вегетативную и сенситивную). Следуя за Вильгельмом Овернским, Генрих Гентский говорит, что потенции души (умопостижение, воля и др.) не добавляют ничего реального к её сущности и, будучи, таким образом, тождественными ей, они суть только её различные отношения, действительные или возможные, к тем или иным актам и объектам. Ввиду того, что разумная душа хотя и способна к самостоятельному обладанию эссенциальным и экзистенциальным бытием, всё же достигает совершенства своей актуальности при соединении с материей и формой телесности в конкретном человеческом индивиде (которому, в свою очередь, присуща собственная бытийность), Генрих Гентский, с одной стороны, предписывает метафизику изучать разумную душу как самодостаточную духовную субстанцию, а с другой – натурфилософу рассматривать её как форму и осуществлённость тела. В соответствии со своим пониманием воли он и в человеке утверждает примат воли как особой, обладающей свободой выбора и автономной активностью способности души над разумом, чьими рекомендациями воля может пренебрегать и чей предлежащий объект есть лишь обязательное условие волевого акта, но не его причина. Говоря о процессе познания, Генрих Гентский как последователь Августина Блаженного и Бонавентуры подчёркивает, что познание лишено достоверности в том случае, если невозможно соотнесение в рефлективном акте суждения познаваемой вещи с её Божественным архетипом, другими словами, если чувственный и рациональный опыт не сопровождается иллюминацией разума светом Божественных идей, которые, не будучи объектом познания, являются основанием его чистоты и непогрешимости. Без этого «общего озарения» (communis illustratio) разум человека в его нынешнем состоянии (in statu isto) не способен постичь не только принципы логики, математики и морали, но и начала метафизики, поскольку, с одной стороны, все человеческие естественные понятия, имея эмпирическое происхождение, образуются путём абстракции от чувственных объектов, а с другой – эти объекты подвержены непрерывному изменению (притом что ему подвержена также и сама человеческая душа, способная ошибаться, не имеющая в себе никакого критерия отличения истинного от правдоподобного или ложного).

 



 
PR-CY.ru