ГОСЦЕЛИН, Готцелин Кентерберийский

ГОСЦЕЛИН, Готцелин Кентерберийский (ум. в 1098 г.) – церковный писатель, агиограф. Происходил из Северной Франции (или Фландрии), ещё в юности вступил в бенедиктинский монастырь Сен-Бертен (современный Сент-Омер). Около 1050 г. отправился в Англию вслед за Германом (ум. в 1078 г.), назначенным епископом Рамсбери и аббатом Солсбери. После поставления Ансельма архиепископом Кентерберийским Госцелин, как полагают исследователи, по его приглашению перебрался в этот город и поселился в монастыре св. апостолов Петра и Павла (впоследствии Августина Кентерберийского), где и скончался. Прожив долгое время в Англии и будучи расположен к строгому аскетизму, Госцелин написал Жития древних англосаксонских святых, главным образом, монахов. После смерти своего покровителя епископа Германа испытал немало злоключений, но это не повлияло на его талант. Уильям из Малмсбери называет Госцелина вторым после Беды Достопочтенного, кто так много потрудился ради прославления англичан. Агиографическое творчество Госцелина исследовано мало, и некоторые его сочинения остаются неизданными; исследователи не до конца выяснили вопрос об аутентичности Житий, которые приписываются Госцелину в средневековых рукописях. Жак Поль Минь в Patrologia latina опубликовал лишь те немногие Жития, которые раньше издал Жан Мабильон (Большое и малое Житие свт. Августина Кентерберийского, Сказание о перенесении его мощей, «Житие св. Свитуна», «Житие св. Ивона», «Житие св. Веребурги», «Житие св. Эдгиты»). Кроме того, некоторые агиографические труды Госцелина до нас, видимо, не дошли. Так, по замечаниям болландистов, в XVI – начале XVII в. была известна рукопись «Жития свт. Гонория, архиепископа Кентерберийского», автором которой предположительно был Госцелин. Ч.Г. Толбот насчитал 32 агиографических произведения Госцелина, позднее к ним добавил и «Житие св. Вульсина Шербурского». Исследователи подчёркивают, что все Жития написаны по одной схеме и выдержаны в одном стиле: как правило, в начале сочинения сообщаются биографические сведения, затем автор переходит к описанию прижизненных и посмертных чудес святого. Существенный недостаток этих произведений, по их мнению, заключается в том, что автор обладал небольшим документальным материалом, в результате чего некоторые его труды представляют собой парафраз сообщений более ранних авторов (например, Жития первых Кентерберийских епископов (Лаврентия, Мелита, Юста, Гонория, Деусдедита) являются пересказом сообщений о них Беды Достопочтенного). Наибольший интерес для исследователей представляет «Житие свт. Августина Кентерберийского» с присоединёнными к нему похвальным словом и рассказом о перенесении мощей в 1091 г., которое Госцелин посвятил Ансельму Кентерберийскому. Кроме агиографических трудов Госцелину принадлежит сочинение аскетического характера «Книга укрепления» («Liber confortatorius»), адресованная некой затворнице Еве. Это произведение не отличается оригинальностью и представляет собой лишь обобщённое описание монашеского подвига, которое можно найти в других подобных сочинениях. Так, в своей похвале душеполезному чтению lectio divina Госцелин повторил то, что говорилось по данному вопросу в Уставе Бенедикта Нурсийского.

 
PR-CY.ru