ГЕНЕСИЙ

ГЕНЕСИЙ (ум. в 678 г.) – епископ города Лугдун (современный Лион, Франция), святой (память в Западной церкви в Средние века – 1 ноября, в Лионе и аббатстве Сен-Вандрий в конце XVIII в. – 3 ноября, в аббатстве Шель – 4 ноября, в диоцезе Мо – 5 ноября). Житие Генесия не сохранилось; вероятная аллюзия на него имеется в Житии св. Вандрегизиля, основателя монастыря Фонтинелла (современный Сент-Вандрий). Сведения о жизни Генесия сохранились в древних Житиях его современников, восходящих к меровингской эпохе. К ним относятся Житие св. Батхильды, Житие св. Бертилы, настоятельницы монастыря Кала (современный Шель, Франция), Мученичество св. Леодегара, епископа Августодунского. Кроме того, имя Генесия упоминается в указах франкских королей Нейстрии Хлотаря III и Теодориха III. О происхождении Генесия исследователям доподлинно ничего не известно. Он был аббатом (в то время этот титул носили не только настоятели монастырей, но и представители высшего придворного духовенства) при франкском короле Хлодвиге II, помогал его жене св. Батхильде в делах благотворительности и в попечении о монастырях. Когда в 658 г., во время беспорядков, последовавших за смертью Хлодвига II, в Лугдуне, являвшемся одной из главных епископских кафедр Франкского королевства, был убит епископ Аннемунд, королева Батхильда, фактическая правительница Нейстрии и Бургундии при малолетнем сыне Хлотаре III, назначила на овдовевшую кафедру Генесия. Став епископом, он продолжал содействовать королеве в обустройстве основанных ею монастырей. В 659 г. перевёл в восстановленный королевой монастырь Кала несколько монахинь из Йотренского (Йовис Ара) монастыря (современный Жуар, Франция) во главе со св. Бертилой. Подпись Генесия стоит в двух дипломах 662 г., изданных от имени короля Хлотаря III в пользу монастыря Ст. Корбей (современный Корби), основанного св. Батхильдой, и в дипломе в пользу того же монастыря епископа Бертефрида Амбианского (Амьенского), а также в привилегии в пользу монастыря Девы Марии в Свессионе (современный Суасон), изданном епископом этого города св. Драусием в 666 г. (исследователи подлинность некоторых из этих дипломов подвергают сомнению). После удаления св. Батхильды в монастырь Кала и прихода к власти в Нейстрии и Бургундии короля Теодориха III и майордома Эброина Генесий оказался вовлечённым в конфликт между Эброином и бургундской знатью во главе с Леодегарием, выступив на стороне Леордегария. В 675/676 г. увещевание Генесия удержало Эброина от нападения на Леодегария, однако спустя некоторое время сторонники Эброина, среди которых был Дидон, епископ города Кабиллон (современный Шалон-сюр-Сон), викарий Генесия, подступили к Августодуну (современный Отён) и захватили епископа этого города. Затем они направились к Лугдуну, намереваясь захватить Генесия; однако на его защиту поднялась вся паства, и сторонники Эброина были вынуждены отступить. В последний раз имя Генесия появляется в связи с Собором в Маласке (современный Мале) 677/678 г., на котором был осуждён Храмлин, епископ города Эбредун (современный Амбрён), за то, что занял кафедру без утверждения королём. В послании короля Теодориха III, составленном в связи с Собором, Генесий фигурирует на первом месте среди митрополитов Галлии, что указывает на его высокий авторитет и положение. Место захоронения Генесия неизвестно. Согласно одной традиции, он был погребён в монастыре Кала рядом со св. Батхильдой. Более поздняя средневековая традиция помещает его могилу в церкви св. Назария (Сен-Низье) в Лионе. Наконец, поздняя традиция, фиксируемая с XVI в., на основании упоминания в Житии св. Вандрегизиля делает Генесия вторым после Вандрегизиля настоятелем монастыря Фонтинелла; эта традиция стала поводом для особого почитания Генесия в аббатстве Сен-Вандрий-де-Фонтенель.

 
PR-CY.ru