ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна

ГУСЕЙНОВА Зивар Махмудовна (род. в 1951 г.) – исследователь истории и теории древнерусского церковнопевческого искусства. В 1975 г. окончила Ленинградскую государственную консерваторию имени Николая Андреевича Римского-Корсакова, ученица профессора Максима Викторовича Бражникова. В 1975–1983 гг. работала преподавателем Туркменского государственного педагогического института искусств. В 1982 г. в Ленинградской консерватории защитила кандидатскую диссертацию «Принципы систематизации древнерусской музыкальной письменности XI–XIV вв.: (К проблеме дешифровки ранней формы знаменной нотации)». С 1983 г. преподавала в Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерватории, с 1999 г. – профессор. В 1995 г. в Санкт-Петербургской консерватории защитила докторскую диссертацию ««Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в.». Первые научные труды З.М. Гусейновой были посвящены проблеме атрибуции древнерусских песнопений, имеющих указания на авторское творчество, а также текстологическому анализу произведений. Вскоре приступила к изучению древних форм знаменного письма. Основным направлением в её научной работе стало исследование древнерусских памятников музыкально-теоретической мысли (певческих азбук, кокизников, фитников). На основании рукописных источников, трактата дидаскала Александра Мезенца «Извещение… желающим учитися пению» (1670 г.) и др., в том числе и впервые вводимых в научный оборот, З.М. Гусейнова восстановила историю развития русских средневековых музыкально-теоретических руководств, исследовала их типологию, установила связи, которыми «Извещение...» соединено с предшествующими ему памятниками. По мнению исследователей, автору удалось раскрыть роль этого трактата в развитии знаменного распева, рассмотреть такие фундаментальные теоретические проблемы, как система попевок, лиц и фит, киноварных степенных помет, признаков. Кроме того, часть работ З.М. Гусейновой посвящена изучению отдельных произведений и крупных циклов и сборников песнопений.

 
PR-CY.ru