ГЕНРИХ III Чёрный - Страница 3

Герман из Райхенау в «Хронике» рассказывает о Соборе в Констанце, где Генрих III объявил о прощении всех, кто провинились перед ним, и побудил присутствовавших простить друг другу долги и не враждовать между собой. «Санкт-Галленские анналы» сообщают, что король взошёл на какое-то «высокое место» в храме и оттуда проповедовал. Согласно аббату Берну из Райхенау, после победы войска над венграми Генрих III, босой и во власянице, сопровождавшие его князья и остальной народ совершили совместное покаяние и простили своих противников. Эти действия короля способствовали установлению мира среди подданных. С торжества бракосочетания с Агнессой, проходившего в 1043 г. в Ингельхайме, Генрих III изгнал шутов и музыкантов, стремясь подчеркнуть религиозный смысл брака в противовес мирскому его восприятию. Тело Генриха III покоится в соборе Шпайера, а сердце – в капелле св. Ульриха, в Госларе. Кроме одиночных изображений императора на монетах и печатях сохранилось несколько миниатюр, отражающих ктиторскую деятельность Генриха III. В «Золотом кодексе», созданном по заказу Генриха III для собора в Шпайере, на миниатюре представлены Генрих III и императрица Агнесса перед Девой Марией, Которой Генрих III преподносит книгу. Миниатюра обрамлена медальонами с аллегориями четырёх добродетелей. В тексте, идущем по контуру миниатюры, Генрих III просит Богородицу взять под Своё покровительство его самого, родителей, супругу и ребёнка. Дева Мария в образе Царицы, без Младенца, восседающая на престоле, изображена как покровительница собора в Шпайере, духовного и политического центра Салической династии, помогает правителю в его заботах. На миниатюре из Императорского кодекса из Уппсалы, подаренного Генрихом III основанному им в 1050 г. Госларскому каноникату апостолов Симона и Иуды, представлены Генрих III и Агнесса, принимающие благословение Господа. Иисус Христос представлен в мандорле, восседающим на круге земном. Головы благословляемых Генриха III и Агнессы находятся внутри мандорлы, их венчают короны, в руках император и императрица держат скипетры. По краям миниатюры – символы четырёх евангелистов. На другой миниатюре Генрих III изображён передающим рукопись апостолам Симону и Иуде. Сцена запечатлена на фоне церкви, посвящённой этим апостолам и основанной Генрихом III, отсутствуют святые-покровители, воины, представители духовенства. На миниатюре из «Книги перикопов» Генрих III представлен в сопровождении духовных и светских лиц, а изображение Христа в мандорле перенесено на соседний лист. Действие происходит под сводами храма, король – со знаками власти: в короне, с державой и со скипетром, в золотой мантии, с двух сторон его окружают аббаты, которые поддерживают Генриха III под руки, как бы помогая ему держать инсигнии. Справа от короля и священнослужителей, у самого края миниатюры, располагается большая светская дружина. Для обозначения важности персонажей использован приём членения архитектурного фона: под большие арочные своды помещены значительные персоны, а под своды меньшего размера – люди, стоявшие ниже по рангу. Таким образом, на миниатюре особо выделен не только король, но и сопровождающие его аббаты. По мнению Йоханнеса Фрида, в миниатюрах отразилась десакрализация королевской власти на фоне происходившего в то время осознания своей значимости духовенством, а инициаторами создания «Книги перикопов» были монахи, подарившие её Генриху III. В конце кодекса находится изображение Генриха III, принимающего в дар книгу, а на соседней странице – двое писцов в скриптории.



 
PR-CY.ru