ГОБРОН-МИХАИЛ и 133 ВОИНА

ГОБРОН-МИХАИЛ и 133 ВОИНА – мученики Грузинской православной церкви (память 17 ноября), пострадавшие в 914 г. от арабов. Их подвиг был описан в 914–918 гг. грузинским агиографом епископом Стефаном (Мтбевари) по заказу правителя Тао-Кларджети Ашота Куропалата. В 907 г. азербайджанский эмир Абул-Касим вступил в Закавказье. Покорив Армению, он вторгся в провинцию Шида-Картли, которая в то время входила в состав Абхазского (Западногрузинского) царства и куда бежал армянский царь-мученик Самбат I Миродержец. Абхазский царь Константин III не оказал сопротивления, и «до его (эмира) вступления разрушили крепостные стены Уплисцихе, дабы враг не смог укрепиться». Однако мусульмане не смогли долго удерживать Картли и двинулись дальше на юго-запад. При осаде крепости Квели в 914 г. Абул-Касим встретился с отчаянным сопротивлением воинов, возглавляемых Гоброном-Михаилом (имя Гоброн (от араб. – мужественный, храбрый) князь Михаил получил за воинскую доблесть). Осада длилась 28 дней, во время успешных вылазок отряда Гоброна-Михаила арабы несли значительные потери. На 29-й день крепость пала, Гоброн-Михаил и 133 воина были взяты в плен. Как повествует Житие, грузинский царь Адарнасе II предпринимал попытки выкупить Гоброна-Михаила, но эмир всякий раз отказывал ему. Арабы предложили пленникам отречься от христианской веры, принять ислам и встать под знамёна эмира, прельщая смелого и умного военачальника богатством и высоким положением. Гоброн-Михаил и его воины отказались. Тогда арабы стали по одному выводить пленных и наносить им удары мечом на глазах у остальных, ожидая, что кто-нибудь из воинов дрогнет. Последним был Гоброн-Михаил. Агиограф пишет, что мученик с ног до головы был забрызган кровью воинов, изрубленных на части, лежавших возле его ног. Он кровью начертил себе крест на лбу и сказал: «Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что удостоил меня, самого недостойного из всех недостойных и самого грешного из всех грешных, чести положить жизнь мою за Тебя!». Гоброн-Михаил был подвергнут медленным пыткам, после чего его изрубленное тело было обезглавлено. Мучеников оставили непогребёнными на съедение зверям, однако те не касались их. По приказу эмира были вырыты три большие ямы, куда сбросили тела мучеников. Житие сообщает, что по ночам воздух над этим местом светился и верующие и неверующие, приходившие туда, видели, как больные исцелялись. Грузинская церковь уже в то время причислила Гоброна-Михаила и его дружину к лику святых. Академик Корнелий Самсонович Кекелидзе (1879–1962 гг.) считал, что епископ Стефан (Мтбевари) подчёркивает в Житии моменты, отражающие патриотический дух угнетённых арабами грузин, их полное самоотречение во имя своей страны и веры. В XVIII в. на основе «Мученичества Гоброна» католикосом-патриархом Антонием I (1744–1755, 1764–1788 гг.) было составлено гомилетическо-агиографическое сочинение «Восхваление и повествование о подвигах и страданиях св. великомученика Михаила-Гоброна и сподвижников его». В честь Гоброна-Михаила созданы гимнографические каноны, синаксарные чтения и т.д.

 
PR-CY.ru