ГЕРОДОТ

ГЕРОДОТ (около 480 – между 431 и 425 гг. до н.э.) – древнегреческий историк. По сообщениям древних писателей и византийских лексикографов, Геродот – представитель знатного рода, в юности участвовал в изгнании тирана Лигдамида из Галикарнаса, впоследствии сам был изгнан, после чего предпринял ряд путешествий по землям Персидской державы Ахеменидов, затем по Северному Причерноморью и по греческим областям. В середине 440 гг. до н.э. прибыл в Афины, где вошёл в состав «кружка Перикла» (наряду с Софоклом, Протагором, Анаксагором). Согласно сообщениям позднейших источников, в Афинах структура его «Истории» приняла окончательную форму, здесь он выступал с публичными чтениями своего труда. Затем принял участие в основании афинской колонии Фурии в Южной Италии. Там его труд был продолжен, но его окончанию помешала смерть Геродота. Он является одним из крупнейших представителей греческой ионийской науки, расцвет которой приходится на VI–V вв. до н.э., её географо-этнографического направления, в рамках которого появились первые произведения греческих прозаических жанров, в том числе истории. Предшественниками Геродота в этой области являлись логографы, составлявшие сочинения по географии, этнографии, генеалогии как отдельных знатных родов, так и целых полисов (Геродот часто ссылается на эти сочинения). Первоначально он продолжал традиции логографов, его сочинение лишь в ходе работы переросло из географо-этнографического в историческое. В «Истории» целые разделы посвящены описанию образа жизни и обычаев различных народов, при этом важнейшее место отведено религиозным обычаям. Во многих местах Геродот ограничивается лишь сообщением о том, каких именно богов почитают те или иные народы, и краткой справкой о религиозных обрядах, связанных с культом того или иного бога. В большинстве случаев он подбирает греческий эквивалент негреческим именам иноземных богов (так, например, египетский Птах назван Гефестом, Осирис – Дионисом, иранский Ахура Мазда – Зевсом) и только редко прибавляет к этому собственное имя божества (как правило, все такие имена вполне достоверны). Геродот придаёт греческую окраску негреческим религиозным обрядам, также в греческом духе или рационалистически объясняет местные предания. Источниками для его «Истории» служили, как правило, рассказы либо проводников, либо жрецов различных храмов (последнее особенно верно в отношении Египта), возможно, также и сочинения логографов. Наиболее подробны сведения Геродота о египетской религии, содержащиеся во II книге. Менее значительны по объёму сведения о религии скифов, фракийцев и народов Ближнего Востока (персов, вавилонян, арабов, ливийцев). Сведения о греческой религии у него многочисленны, но разрозненны и приводятся лишь от случая к случаю.

 



 
PR-CY.ru