ГЕРМАН

ГЕРМАН (ум. в 448 г.) – епископ города Автиссиодура (современный Осер, Франция), святитель (память в Западной церкви 31 июля, 22 сентября (перенесение мощей из Равенны), 1 октября (погребение), 1 сентября (перенесение мощей в 841 г.), 6 января (перенесение в 859 г.); Осерский Мартиролог XI в. указывает также 1 июня (день поставления) и 17 марта (перенесение мощей, неизвестное по другим источникам). Первостепенное значение для исследователей имеют сведения, которые содержатся в текстах V в., в первую очередь, в Житии Германа, составленном около 480 г. пресвитером из Лугдуна (современный Лион) Констанцием, другом Сидония Аполлинария. Сообщения Констанция уточняют и частично дополняют краткие заметки из Жития Илария Арелатского, написанного около 480 г. епископом Гоноратом Массилийским, из хроники Проспера Аквитанского, «Галльского хроникона» (так называемой хроники Проспера Тирона) и некоторых других памятников. Ряд позднейших сочинений агиографического (Житие св. Геновефы, Житие св. Аматора и др.), исторического («Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного) и псевдоисторического («История бритов» Нения) жанров также содержит сведения о Германе, не имеющие аналогий в более ранних текстах и потому, хотя и не всегда вполне оправданно, подвергающиеся сомнению. Большинство сообщений из этих памятников было уже в начале IX в. добавлено анонимным автором в первоначальный текст Констанция в виде многочисленных и пространных вставок. Получившаяся компиляция в двух книгах («Второе Житие св. Германа») включает кроме текста Констанция и редакторских ремарок интерполяции из Жития св. Аматора Автиссиодурского, из «Книги о видении Коркодема об обращении св. Мамертина», из Жития св. Геновефы, из «Церковной истории народа англов» Беды Достопочтенного, из сочинения «О чудесах св. Юлиана» Григория Турского, из Жития св. Кассиана Августодунского. «Вторым Житием» пользовался в середине IX в. Эйрих Осерский для поэтического переложения Жития Германа в шести книгах, а также осерские монахи Рейногала и Алаг, составлявшие во второй половине IX в. по распоряжению епископа Валы «Деяния Автиссиодурских епископов». Поскольку во «Втором Житии» целиком сохранился текст Констанция, то во многих средневековых рукописях оно фигурирует под его именем, что нашло отражение в ранних изданиях. У Констанция Лугдунского лишь в общих фразах сообщается о жизни Германа до назначения его епископом. Он происходил из местной галло-римской аристократии города Автиссиодура; получил классическое образование сначала на родине, а затем в Риме, где некоторое время занимался адвокатской практикой; впоследствии служил при префекте Галлии. Был женат на некой знатной римлянке Евстахии (её имя появляется только во «Втором Житии»), однако об их детях исследователям ничего не известно. После смерти епископа Автиссиодура Аматора Герман был по требованию народа провозглашён его преемником. Исследователей пишут, что, к сожалению, повествование Констанция, последовательно излагая события, не даёт точных хронологических ориентиров. «Деяния Автиссиодурских епископов» и автор «Второго Жития» определяют длительность епископства Германа 30 годами и 25 днями. Однако попытка составителей «Деяний» согласовать время его правления с временем правления императоров и понтификатов пап грешит неточностями.

 



 
PR-CY.ru