ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ - Страница 5

Труды по гомилетике: Книга Феодора Студита «Поучения на Великий пост» (50 Слов), «Слово на Благовещение» Софрония Иерусалимского, «Восхваление св. Феодору Тирону» Григория Нисского, «О чудотворениях Феодора» Нектария Константинопольского, «О Рождестве Христовом» Иоанна Дамаскина. Труды по агиографии и истории: Мученичество св. Феодора Тирона, Мученичество св. Георгия Каппадокийского, «Осада Константинополя персами и варварами в 626 г.» (пространная редакция), «Об учениках Господа» Дорофея Тирского. Среди переводов Георгия Святогорца – множество мелких статей об обязанностях священников, материалы третьего Вселенского собора, несколько гимнографических канонов (преподобным Евфимию Святогорцу и Иоасафу и др.), а также ямбические стихи с акростихами. Георгий Святогорец также является автором переводов апокрифов «Авгар, или Переписка царя Эдесского Авгара с Христом», «Книги Иосифа Аримафейского, ученика Христа, о Воскресении Господа». В изобразительном искусстве сохранилось лишь несколько образов Георгия Святогорца. Как правило, он представлен вместе с другими грузинскими святыми, главным образом, с церковными деятелями, связанными с грузинским монастырём на Афоне, – преподобными Евфимием и Иоанном Святогорцами. В целом образы Георгия Святогорца следуют византийской иконографии преподобных. Георгий Святогорец изображается фронтально (обычно в рост), седовласым, с открытым лбом и длинной бородой, в традиционном монашеском облачении, с непокрытой головой; в руке держит крест или свиток. Самое раннее из сохранившихся изображений представлено в росписи на западной стене костницы Бачковского монастыря (Болгария, вторая или третья четверть XII в.), основанного около 1083 г. доместиком Григорием Пакуриани (Бакурианисдзе). Георгий Святогорец в левой руке держит раскрытый свиток (надпись не сохранилась). В росписи церкви во имя Пресвятой Богородицы в Ахтале (между 1205 и 1216 гг.) в нижней части западной стены изображены грузинские святые, среди которых – Георгий Святогорец с крестом в правой руке. Ещё одно изображение преподобного со свитком сохранилось в росписи XVII в. на пилястре западной стены грузинского Крестного монастыря в Иерусалиме. В сильно повреждённой фигуре в монашеском одеянии, изображённой в 3/4-ном повороте, которая возглавляет ктиторский ряд в нижнем регистре стены западной апсиды храма Атени Сиони (вторая половина XI в.), исследователи видят также изображение Георгия Святогорца. На миниатюре с образом св. Иоанна Предтечи из греко-грузинской рукописи (XV в.) он представлен в 3/4-ном повороте со свитком в руке. В жизнеописании Георгия Святогорца, созданном Георгием Мцире, говорится, что, будучи в Константинополе, блаженный Пётр и его брат Иоанн Чкондидели узнали о кончине Георгия Святогорца и заказали живописную икону Божьей Матери, предназначенную специально для гробницы святых Евфимия Святогорца и Георгия Святогорца, на которой с двух сторон от Пресвятой Богородицы были изображены молящиеся св. отцы, «предстающие заступниками за нас перед Богородицей». Исследователи предполагают, что прототипом последующих парных изображений этих афонских святых служил именно этот образ.



 
PR-CY.ru