ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН

ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН – богослужебный устав, составленный на грузинском языке около 1042 г. деканом (впоследствии игуменом) афонского Иверского монастыря Георгием Святогорцем (Мтацминдели; ум. около 1065 г.). Типикон Георгия Мтацминдели датируются XI в. (список, сделанный непосредственно с автографа преподобного Георгия). Существует множество списков устава XII–XVI вв. Русский перевод Типикона Георгия Мтацминдели был выполнен и опубликован протоиереем Корнелием Кекелидзе. Содержащиеся в типиконе синаксарные Жития были напечатаны полностью в составе Церковного календаря Грузии сотрудником Института рукописей М. Долакидзе. Оригинальные грузинские тексты синаксарных Житий с учётом позднейших пополнений были изданы Е. Габидзашвили. Основным источником, использованным при создании Типикона Георгия Мтацминдели, был упоминаемый в тексте Великий Синаксарь. Этот утраченный ныне памятник, как полагают исследователи, представлял собой афонскую редакцию первоначального студийского Синаксаря (также ныне утраченного), т.е. устава богослужения на каждый день года. При составлении месяцесловной части (календаря и синаксарных Житий) преподобный Георгий пользовался Типиконом Великой церкви и Синаксарём Константинопольской церкви (житийным). Дисциплинарная часть создана Георгием на основе студийского «Ипотипосиса» и «Диатипосиса» Афанасия Афонского. Созданию Типикона Георгия Мтацминдели предшествовал Малый Синаксарь, переведённый с греческого Евфимием Афонским, который также исследователи рассматривают как один из источников. В Типиконе Георгия Мтацминдели исследователи выделяют собственно годовой устав, т.е. Синаксарь (последовательное описание служб на каждый день года, сначала по месяцеслову, затем по Триоди), а также дополнительные главы, содержащие указания общелитургического (литургийные чтения от Недели всех святых; 11 воскресных утренних евангельских чтений; празднование освящения храма; литургийные прокимны и аллилуиарии восьми гласов; вечерние прокимны; эксапостиларии) и дисциплинарного характера (о количестве и качестве пищи и пития и благочинии за трапезой; о Великом посте; о соразмерности в службах и пище послушников; об одежде). Дополнительные главы имеют близкие параллели южноитальянским студийским Типиконам, где выписываются очень сходные указания (иногда даже называемые «Главами... церковного устройства Святой Горы», получившие поэтому в литературе название «Афонские богослужебные главы». Также Типикон Георгия Мтацминдели содержит списки римских патриархов, иерусалимских, александрийских, антиохийских и константинопольских, а также царей иудейских и ассирийских, христианских (македонских, римских и византийских), сочинение «О семидесяти учениках Господа» Тирского епископа Дорофея.

 



 
PR-CY.ru