ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ

ГЕОРГИЙ СОФИЙСКИЙ НОВЕЙШИЙ (ум. между 1515 и 1538 гг.) – болгарский мученик (память 26 мая). Первую дату кончины определяет время мучения Георгия Нового Кратовского, вторую – время прибытия в Москву афонских монахов Прохора и Митрофана. На основе их рассказа в 1539 г. в Пскове пресвитером Илиёй была составлена русская версия Жития Георгия Нового, в которой, как полагают исследователи, были смешаны сведения о двух соимённых мучениках. Год кончины Георгия Софийского Новейшего, предложенный Левкийским епископом Парфением, 1534-й, по мнению исследователей, близок к истине, но способ его установления на предположении, что славянские писцы путали буквы I и Л, обозначающие 10 и 30, не выдерживает критики. Житие Георгия Софийского Новейшего неизвестно, упоминания о нём содержатся в Житии Николая Нового, составленном Матеем Грамматиком. Матей со слов многочисленных очевидцев рассказывает, что уроженца Софии Георгия Софийского Новейшего из-за зависти к его красоте мусульмане хотели обратить в ислам. После отказа его жестоко избили, заковали и бросили в темницу. На суде Георгий Софийский Новейший исповедал Святую Троицу, за что был осуждён на повешение. Чтобы впоследствии христиане не смогли объявить его останки мощами, судья приказал не снимать тело в течение трёх дней. Но, несмотря на сильную жару и находившуюся рядом раскалённую печь, тело мученика благоухало. Рядом с Георгием Софийским Новейшим во время мучений и казни и все три дня, пока тело висело, находилась его мать, которая через сорок дней умерла. Тело мученика было погребено благочестивыми христианами. Матей не сообщает год мучений Георгия Софийского Новейшего, но это было после смерти Георгия Нового, с которым автор его сравнивает. Версия Жития Георгия Софийского Новейшего, опубликованная Парфением, представляет переложение русского Жития Георгия Нового в редакции Ростовского митрополита Димитрия, произвольно отнесённое к Георгию Софийскому Новейшему, хотя некоторые сведения (о происхождении, месте погребения и присутствовавшем при этом софийском митрополите Иеремии) могут характеризовать этого мученика. В целом вопрос о смешении двух соимённых и практически современных друг другу софийских мучеников в Житии, написанном псковским пресвитером Илиёй, нуждается в дополнительном исследовании. Георгий Софийский Новейший упоминается вместе с Георгием Новым и Николаем Новым в похвале мученикам софийским, составленной неизвестным жителем этого города во второй половине XVI в., и в каноне Николаю Новому, написанном около 1556 г. гимнографом «тах» Андреем, в котором пятый тропарь каждой песни (в восьмой – седьмой тропарь) прославляет троицу софийских мучеников вместе. Древние изображения Георгия Софийского Новейшего и посвящённые ему храмы неизвестны.

 
PR-CY.ru