ГАВРИИЛ, Городков Георгий Иванович - Страница 4

Сохранился прижизненный портрет Гавриила, выполненный художником Николаем Васильевичем Шумовым для Рязанского архиерейского дома, вероятно, в конце 1850 гг. (Рязанский музей). Это – парадное поясное изображение святителя в архиерейской мантии с красными скрижалями и высоком клобуке, с благословляющей десницей, в левой руке – жезл с навершием в виде змей и овальным камнем с крестом, сулок с цветочным орнаментом закреплён бантом; на груди иерарха – большая панагия с образом Спасителя, знаки орденов св. Александра Невского и св. Владимира второй степени на лентах и звезда. Близкий иконографический извод (на левой руке – чётки) есть на книжном эстампе, выполненном через год после кончины Гавриила, как полагают исследователи, с более раннего оригинала, для издания Стефана Георгиевича Родосского («Преосвященный Гавриил, архиепископ Рязанский и Зарайский». СПб., 1863 г.), внизу факсимиле автографа святителя («Гаврiилъ Архiепскпъ Рязанскiй и Зарайскiй»). Портретные изображения Гавриила использованы для создания его первых икон, где он имеет сравнительно крупные черты лица, окладистую бороду с проседью и длинные волосы. После обретения и прославления мощей святого в 2000 г. в соответствии с традиционной святительской иконографией в иконописной мастерской Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупове написан поясной образ Гавриила для рязанской Троицкой обители, стоявший на раке: фон золотой, облачение – крещатый саккос с большим омофором и митра с меховым околышем, десница благословляющая, на левой, покрытой омофором руке святого, – чудотворная икона Божьей Матери «Знамение» (Корчемная). На шитой иконе 2000 г. работы монахини Василии (Шевченко) на крышке раки святого в Троицком соборе обители – ростовое изображение в архиерейском богослужебном облачении (исполнено в технике аппликации, личное письмо – живопись): глаза закрыты, руки сложены крестообразно, в левой – крест-распятие, на груди – Евангелие. В основе портрета 2001 г. кисти екатеринбургского художника Валерия Васильевича Павлова (Музей истории Нижегородской епархии) – указанная литография 1863 г.; в надписи Гавриил поименован как «настоятель Печерского монастыря» («Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь: История основания, строительства и возрождения древней обители на Нижегородской земле». Нижний Новгород, 2004 г.). В 2004 г. в связи с переносом мощей Гавриила из Троицкого монастыря в кафедральный собор в честь Рождества Христова в Рязанском кремле появились три его иконы: первая, работы Н.В. Кондрахина, помещена в раке святителя в Троицком соборе обители и повторяет тип надгробного покрова: это – фигура в рост, в архиерейской мантии и клобуке, с крестообразно сложенными на груди руками, на панагии – образ Божьей Матери «Знамение», глаза святого закрыты; в икону врезан ковчег с десницей Гавриила. Две другие иконы – произведения А. Лапкина (собор Рождества Христова): одна с поясным изображением, причём за образец был взят портрет Н.В. Шумова со всеми иконографическими деталями, кроме орденов (в икону вставлен мощевик); на втором образе святитель представлен в рост вместе с Мелетием (Якимовым): оба в клобуках, архиерейских мантиях, епитрахилях, у Гавриила в левой руке жезл, у Мелетия – Евангелие. В 2004 г. изображение Гавриила дополнило иконографию Собора белорусских святых на иконе гродненского иконописца Павла Минчени (нижняя церковь во имя мученика Гавриила Белостокского строящегося храма в честь Собора Белорусских святых в Гродно). Образ создан на основе рязанской иконы 2000 г., святитель помещён вторым справа во втором ряду.



 
PR-CY.ru