ГАВРИИЛ

ГАВРИИЛ – византийский гимнограф. Под его именем или Гавриила Монаха сохранились кондаки (многострофные), каноны и самогласная стихира. Жан-Батист-Франсуа Питра отождествлял его с Гавриилом Иверским (XI в.), другие исследователи (Карл Крумбахер, С. Петридис (Ж. Б. Рабуа-Буске), К. Эмеро, П. Николопулос, П. Пасхос, К. Мицакис) предполагали, что это был константинопольский монах из Евергетидского или из Студийского монастыря, живший в IX–X вв. Восемь из девяти кондаков, носящих имя Гавриила, содержатся только в Патмосском Кондакаре, минейная и триодная части которого были созданы одним переписчиком (возможно, в Константинополе) в XI в., по мнению П. Николопулоса, для вклада Константинопольского патриарха Николая III Грамматика (1084–1111 гг.) в основанный в 1088 г. преподобным Христодулом монастырь св. Иоанна Богослова на Патмосе. Кондаки Гавриила посвящены предпразднству Богоявления (5 января), священномученику Феопемпту и 1003 мученикам (7 февраля), преподобному Феофилакту, епископу Никомидийскому (8 марта), Собору архангела Гавриила (26 марта), преподобномученице Февронии (25 июня), преподобному Симеону, Христа ради юродивому (21 июля), предпразднству Преображения Господня (5 августа; по указанию К. Мицакиса, этот гимн имеет сходство с богоявленским кондаком Романа Сладкопевца) и усопшим монахам (в одну из суббот Пятидесятницы). Авторство Гавриила подтверждается наличием его имени в акростихах. Ещё один кондак, надписанный именем Гавриила, – на память мучеников Никомидийских Фотия и Аникиты (12 августа) – сохранился не полностью в семи рукописях X–XIII вв. (проимий и четыре строфы; реконструкция именного акростиха допустима); в печатные Минеи проимий и первая строфа вошли в качестве кондака и икоса; П. Пасхос сомневается, что этот гимн написан тем же Гавриилом. В печатные богослужебные книги вошёл канон Гавриила Луке Стириоту (ум. в 946 г.; память 7 февраля) второго плагального (шестого) гласа, сохранившийся также в Минее рубежа XIII и XIV вв., происходящей из константинопольского монастыря св. Иоанна Предтечи и некоторое время хранившейся в Иверском монастыре на Афоне. В той же рукописи находится самогласная стихира Гавриила св. Симеону Богоприимцу (2 февраля; начало: «Днесь Христа») второго плагального (шестого) гласа. Каноны Гавриила для Недели ваий и Недели св. праотцов (оба четвёртого гласа) известны в константинопольской и афонской рукописных традициях с XIII в. Канон Гавриила в честь иконы Божьей Матери Портаитиссы четвёртого плагального (восьмого) гласа содержится только в двух рукописях XVII–XVIII вв., что дало основание П. Пасхосу считать его сочинением более позднего гимнографа с тем же именем. На полях рукописи XIII в. именем Гавриила надписан канон четвёртого гласа Николаю Мирликийскому (6 декабря), начало: «Даждь ми свыше», иногда приписываемый Феофану. Во всех перечисленных канонах есть акростихи (имя Гавриила содержится только в акростихе канона Портаитиссе), отсутствует вторая песнь, в каждой песни содержится от двух до пяти тропарей.

 
PR-CY.ru