ГАВРИИЛ - Страница 4

Исследователи полагают, что иконы с изображением Гавриила существовали и в Центральной России, например, в соборе Покрова Богородицы на Рву в Москве в начале XX в. находилась рака с частицей мощей и ростовым изображением мученика с ветвями и крестом в руках («На правой руке ребёнка имеется изображение язвы наподобие той, с какою обычно изображается на плащанице Иисус Христос распятый. Такая же язва имеется на левой ноге»). Иконография Гавриила, очевидно, восходит к виду его нетленных мощей, со сложенными крестообразно на груди руками и крестом. В Успенской церкви Заблудува (приходском храме святого) находятся три единоличных изображения одного извода: на двусторонней иконе конца XIX – начал XX в. Гавриил представлен поколенно, в белой рубашке с воротничком, подпоясанной оранжевым поясом, в руках сжимает большой деревянный крест, у него юное округлое лицо с короткими волнистыми русыми волосами и высоким лбом, голубые глаза устремлены вверх; фон золотой, надпись славянская. Образ второй половины XIX в. воспроизводит этот же вариант иконографии, но мученик изображён на пейзажном фоне с низкой линией горизонта и голубым небом; он стоит босой на песке и траве; лик славянского типа с причёской на прямой пробор исполнен в академической манере; третья икона близка первой, но является ростовой. Другой иконографический тип – Гавриил с соединёнными на груди крестообразно руками, например, на иконе 1900 г. из храма апостола Иоанна Богослова супрасльского Благовещенского мужского монастыря. В церкви св. Космы и Дамиана в Рыболах находится икона XIX в., где в облаках над фигурой св. младенца – поясной образ благословляющего Иисуса Христа с большим крестом. На иконе конца XIX в. в левом приделе кафедрального Свято-Духова собора Минска Гавриил в белом одеянии с голубой каймой написан на позёме, украшенном разнообразными травами, руки покоятся на груди. В Почаевской Успенской лавре существует несколько образцов изображения Гавриила в монументальной декорации храма: мозаика по рисунку Николая Константиновича Рериха 1912 г., осуществлённая в материале Владимиром Александровичем Фроловым, на западном портале Троицкого собора – Гавриил в розовой рубашке помещён крайним слева среди волынских святых, предстоящих Почаевской иконе Божьей Матери (в сокращённом изводе); роспись на южной стене интерьера того же храма (выполнена в 1970 гг., возможно, по эскизам В.С. Щербакова 1912 г.) – с каноническим типом иконографии мученика; композиция с группой чудотворцев XVII в. в галерее русских святых, ведущей в пещерную церковь Иова Почаевского (живопись конца 1860–1870 гг. лаврских иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970 гг.), – св. младенец представлен в соответствии с хронологическим принципом размещения святых в конце ряда со сложенными в молении на груди руками, смотрящим на зрителя. Существовали картины с сюжетом убиения Гавриила, например, рисунок художника-академика Фёдора Григорьевича Солнцева: св. младенец распят на большом кресте, рубашка спущена до пояса, тело в кровавых пятнах, на полу молоток, клещи, два ножа; с него исполнен книжный эстамп около 1885 г. В 2003 г. в Харькове на основе этого изображения написана икона (частное собрание).

 



 
PR-CY.ru