ГЕДЕОН, Сломинский

ГЕДЕОН, Сломинский (Слонимский; около 1715 – 1772 гг.) – архимандрит, библеист, литургист. Родился в семье священника. Окончил Киево-Могилянскую академию, 24 марта 1744 г. в киевском Выдубицком Всеволоже во имя архангела Михаила мужском монастыре принял постриг. С 20 августа 1744 г. в сане иеромонаха занимал в Киево-Могилянской академии кафедру пиитики, в 1746 г. – философии. В 1747 г. вместе с иеромонахом Варлаамом (Ляшевским) был вызван в Санкт-Петербург для исправления славянского текста Библии. Всячески оттягивал поездку, ссылаясь на болезни. Гедеон и иеромонах Варлаам сверяли с греческим текстом те исправления, которые были внесены учреждённой в 1712 г. комиссией, возглавляемой Тверским архиепископом Феофилактом (Лопатинским). Это был последний этап исправления четьего текста славянской Библии, синодальный указ специально запрещал вносить в правленый текст новые исправления. Однако книги, которые предшественники не успели исправить, редактировались заново. Гедеон и иеромонах Варлаам перевели книги Товита и Иудифи с греческого, а также исправили текст Псалтири, пересмотрели третью Книгу Ездры по Вульгате, внесли незначительные изменения в текст Нового Завета. Что касается языка славянской Библии, то они пытались сократить сферу употребления специфических книжных конструкций. В мае 1751 г. редактирование закончилось. Затем Гедеону было поручено ещё раз пересмотреть текст, в 1754 г. он представил Святейшему Синоду свои замечания, а в 1756 г. вышло в свет второе издание. Вторую половину жизни Гедеон посвятил работе над первым в России пособием по литургике. В 1753 г. по воле императрицы Елизаветы Петровны Святейший Синод поручил Гедеону и иеромонаху Варлааму составить список источников для такого пособия. Список был создан, после чего Гедеон получил задание составить пособие. В 1758 г. он был назначен ректором Славяно-латинской академии и архимандритом Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря. В 1760 г. утверждал, что составил пять частей книги: о священных обрядах вообще и об их пользе, о храме и о богослужебных принадлежностях, об освящении храмов, о таинствах и обрядах, о молитвах утренних, обеденных и вечерних. Однако текст Гедеон не представил, ссылаясь на то, что преподавание отнимает много времени. В 1761 г. он был переведён настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. Формальной причиной назначения стало то, что Гедеон постригал послушников в монашество без указов Синода, принимал в монастырь «пришлых бродячих чернецов» и т.д. Гедеон отказался принять перевод, ссылаясь на болезнь и «неспокойный» характер Черниговской епархии. Также отказался ехать в Бизюков в честь Воздвижения Креста Господня мужской монастырь, вышел на покой и поселился в московском мужском монастыре Донской иконы Божьей Матери. В 1762 г. Гедеон был назначен викарием Киевского митрополита Арсения (Могилянского), в 1764 г. выехал в Киев, но хиротония так и не состоялась. В 1768 г. был переведён в Межигорский в честь Преображения Господня монастырь. На многочисленные требования Синода прислать рукопись сочинения по литургике он несколько раз просил отсрочки. В июле 1772 г. Синод освободил его от этой работы «по старости и слабости здоровья, почему и не предвидится надежды, чтоб он мог привести ко окончанию порученное ему сочинение». После кончины Гедеона рукопись по литургике в его бумагах не нашли. Вопрос о том, было ли написано им хотя бы что-то, остаётся открытым.

 
PR-CY.ru