ГАЛУППИ Бальдассаре

ГАЛУППИ Бальдассаре, по прозвищу Буранелло (1706–1785 гг.) – итальянский оперный композитор венецианской школы, автор церковно-музыкальных сочинений для католического и православного богослужения. Учился у Антонио Лотти (около 1667 – 1740 гг.) в венецианской консерватории Инкурабили. Известен как реформатор оперного жанра буффа; за период более 50 лет (1720–1770 гг.) написал свыше 110 опер в различных жанрах. В 1740 г. занял должность maestro di coro (учителя хорового искусства) в консерватории Мендиканти. В 1741–1743 гг. Бальтассаре Галуппи – капельмейстер королевского театра в Лондоне. В 1748 г. вернулся в Венецию и занял должность помощника капельмейстера в соборе св. Марка; с 1762 г. и до конца жизни – первый капельмейстер собора. В 1762 г. Бальтассаре Галуппи был выбран директором консерватории Инкурабили. Ему принадлежит несколько ораторий и кантат: «Юдифь» (1746 г., Венеция), «Жертвоприношение Авраама» (1764 г., Венеция) и др. Для русской музыки имеют значение его церковные композиции, определившие стилевой поворот к классицизму. С 1765 г. до сентября 1768 г. Бальтассаре Галуппи занимал должность первого придворного капельмейстера в Санкт-Петербурге при Екатерине II: руководил постановками спектаклей на придворной сцене, устройством концертов, работал в Придворной певческой капелле, писал оперы, инструментальную музыку, торжественные кантаты на памятные дни. В его обязанности входило разучивание с певчими Придворной капеллы хоровых сцен для постановок опер-seria, обучение композиции талантливых и способных певчих, сочинение церковной музыки. Одним из учеников Бальтассаре Галуппи был Дмитрий Степанович Бортнянский (1751–1825 гг.). Для Русской православной церкви Бальтассаре Галуппи написал цикл песнопений литургии, несколько духовных концертов и одночастных хоров. Не зная церковнославянского языка, он (как и многие другие иностранцы) подтекстовывал слова в песнопениях, ориентируясь на их латинские аналоги. Бальтассаре Галуппи стал родоначальником жанра многочастных композиций, для создания которых использовал форму a cappell'ного итальянского мотета – классического духовного концерта (по мнению историка-музыковеда Евгения Михайловича Левашёва). На его музыкальные композиции ориентировались русские композиторы того времени. О творческих контактах Бальтассаре Галуппи и Максима Созонтовича Березовского (1745–1777 гг.) никаких сведений не сохранилось, но, по мнению специалистов, их церковные концерты имеют схожие структуру и приёмы развития тематизма. В них утверждается четырёх–пяти-частный цикл, опирающийся не на риторические закономерности построения текстов (как в барочных партесных концертах), а на музыкальную логику развития по тому же типу, что и в сонатно-симфонических произведениях. Начиная с этого времени авторы выбирают в качестве литературной основы концертов тексты Псалтири, иногда соединяя строки из разных псалмов, и распределяют их соответственно характеру музыки частей. Большое значение приобретает система полифонических приёмов – от канонических имитаций в первых частях до развернутых фуг с кульминационной стреттой в финалах. Духовно-музыкальное творчество Бальтассаре Галуппи и М.С. Березовского является первым этапом развития классицистического духовного концерта в России (1760–1770 гг.). «Литургия» Бальтассаре Галуппи ставит перед исследователями проблему авторства. Есть прижизненная рукописная копия партии тенора, которая датируется 1772 г. (певческая книга ранее принадлежала ярославскому монастырю и записана квадратной нотацией). Из шести песнопений («Слава Отцу и Сыну», «Иже херувимы», «Верую», «Милость мира», «Достойно есть», «Отче наш») только относительно первого исследователи утверждают авторство Бальтассаре Галуппи (оно было издано в начале XIX в. по инициативе Д.С. Бортнянского). Остальные песнопения рукописи известны как сочинения М.С. Березовского. По преданию, «Литургия» М.С. Березовского была сочинена в Италии и прислана с отчётом в Россию (1769–1773 гг.). По мнению исследователей, точно установить автора этих песнопений в настоящее время невозможно. В разных источниках упоминается ряд сочинений Бальтассаре Галуппи, в настоящее время не найденных: задостойники на Вознесение Господне, Преображение Господне, концерты «Вси языцы восплещите», «На Тя, Господи, уповах», «Придите пресветлое Христово», «Милость мира», «Иже херувимы».

 
PR-CY.ru