ГРИГОРИЙ - Страница 2

В третьей гомилии встречается множество буквальных совпадений с гомилией Оригена на Быт. 7:2–3, переведённой на латынь Руфином Аквилейским около 403 г. Исследователи считают, что если признать, что Григорий заимствовал идеи и выражения из этого перевода, тогда время написания «Трактата о книгах Священных Писаний» следует относить к первым годам V в. 2. «Пять книг (толкований) на Песнь Песней» («In Canticum canticorum libri quinque»); другое название: «Пять гомилий о свадебной Песне» («Tractatus V de epithalamio»). Трактат представляет собой аллегорическое толкование (allegorica decantatio) первых трёх глав Книги Песни Песней Соломона (до Песн. 3:4), в которой в образе Жениха представлен Христос, Невесты – Церковь, в образах девушек-подруг Невесты – души верующих, а друзей Жениха – ангелы и святые. Григорию также приписывается шестая гомилия («Tractatus VI», или «Толкование на Песнь Песней», «Explicatio in Canticum canticorum»), часть которой была издана Г. Хайне, но другая часть, сохранившаяся в рукописях X и XVI вв., остаётся неизданной. 3. «О Ноевом ковчеге» («De arca Noe»). В трактате приводится аллегорическое толкование рассказа о Ноевом ковчеге, где ковчег – образ Церкви, а Ной – Христа. Трактат раньше приписывался Оригену, но впоследствии была доказана его принадлежность Григорию на основании сходства языка и стиля с другими его трактатами. 4. Фрагменты «Гомилий на Бытие» («Fragmenta tractatus in Genesim»). Полностью толкование Григория на книгу Бытие не сохранилось. В первом фрагменте приводится аллегорическое толкование Быт. 3:22, во втором – Быт. 15:9–11. 5. «Толкование на 91-й псалом» («Expositio de psalmo XCI») представляет собой христологическое толкование Пс. 91:1–11 (в синодальном переводе Пс. 92:1–10), в начале которого объясняется значение слов «псалтирь» («psalterium») и «псалом» («psalmus»), а в конце говорится о таинствах Крещения и Миропомазания. Раньше приписывалось Оригену и Иерониму Стридонскому; принадлежность Григория была доказана на основании сходства языка «Толкования...» с другими его трактатами. К экзегетическим сочинениям Григория примыкает догматический трактат, упоминавшийся Иеронимом: «О православной вере против ариан» («De fide orthodoxa contra Arianos»). Трактат имеет две редакции, о чём говорится в предисловии автора. Первую Григорий представил анонимно в 360 г. для опровержения проарианской формулы, одобренной собором в Аримине, и для защиты никейской веры в единосущие Отца и Сына и в совершенное Божество Сына. Трактат пользовался успехом среди богословов никейской партии и стал активно переписываться; но вместе с тем отдельные высказывания автора могли быть поняты неоднозначно и вызвали подозрения в савеллианстве. Поэтому Григорий был вынужден создать новую редакцию трактата. Она появилась (около 363–364 гг.) под его именем, поскольку к тому времени проариански настроенный император Констанций умер. Вторая редакция предварялась длинным предисловием, в нём автор защищал себя от выдвинутых против него обвинений. Кроме того, Григорий исправил те места трактата, которые могли показаться двусмысленными с догматической точки зрения. Обе редакции сохранились: первая под именем Амвросия Медиоланского, вторая под именем Григория Назианзина.

 



 
PR-CY.ru