ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (ум. после 392 г.) – латинский богослов и экзегет, епископ Эльвирский, или Иллибеританский (а также Бетикийский, Гранадский, Испанский), святитель (память в Западной церкви 24 апреля). О жизни Григория известно очень немногое. Он стал епископом города Эльвира в Южной Испании (античная Иллиберида в римской провинции Бетика, близ современной Гранады) около 357 – 359 гг., когда в разгаре были арианские споры. Григорий проявил себя как один из самых стойких сторонников Никейского собора (325 г.) и противников арианства на Западе. По сообщению Иеронима Стридонского (342 – 419/420 гг.), он «никогда не присоединялся к арианскому заблуждению»; по этой причине, скорее всего, не принимал участия в арианском соборе в Аримине (ныне Римини, Италия; 359 г.) и впоследствии отказался подписать его арианскую формулу. Однако, несмотря на непримиримую позицию, Григорий не подвергся гонениям. После смерти Каралитанского (Каралисского) епископа Луцифера  в 370/371 г. Григорий стал одним из главных деятелей так называемого луциферианского раскола (поводом к которому послужили примирение староникейцев с омиусианами на Александрийском соборе 362 г. и вопрос о принятии в сущем сане омиусиан и полуариан). Последнее упоминание о Григории относится к 392 г. (в то время он уже достиг глубокой старости и скончался, вероятно, в последние годы IV в. или в первые годы V в.). В начале XX в. о его богословско-литературной деятельности было известно лишь по краткому упоминанию Иеронима Стридонского, который говорит, что Григорий «написал посредственным слогом различные трактаты (diversos tractatus) и превосходную книгу о вере (de fide)». Но в течение последующих лет в результате кропотливой работы учёных по атрибуции спорных и анонимных сочинений, проведённой, в частности, Ж. Мореном и А. Вильмаром, а также с открытием новых рукописей в испанских библиотеках, совершённым А. Вегой, была установлена и неоспоримо доказана принадлежность Григория ряда богословских и экзегетических трактатов, что сделало его одним из самых выдающихся испанских богословов, живших до Севильского епископа Исидора (VII в.). Основную группу его сочинений составляют пять экзегетических трактатов. 1. «Трактат о книгах Священных Писаний» («Tractatus de libris Sanctarum Scripturarum»), который раньше приписывался Оригену под названием «Tractatus Origenis» на основании указания в одной из рукописей, но впоследствии, сначала благодаря сравнению языка и стиля этого трактата с трактатами Григория «De fide» и «In Canticum canticorum», а затем изучению средневековых рукописной традиции, была доказана его принадлежность Григорию. Трактат состоит из двадцати пространных гомилий (tractatus), в которых рассматриваются различные повествования из Священного Писания. Первые девятнадцать гомилий посвящены аллегорическому толкованию отдельных мест Ветхого Завета, расположенных по порядку, начиная с книги Бытие и кончая Книгой пророка Захарии. В последней, двадцатой гомилии истолковывается вторая глава Книги Деяний св. апостолов и говорится о различных дарах и действиях Святого Духа в Новом Завете и в жизни церкви.

 



 
PR-CY.ru