ГАНДЗАСАР

ГАНДЗАСАР (букв. – «гора сокровищ») – монастырь Армянской Апостольской Церкви, центр Арцахской епархии, расположен в Нагорном Карабахе (историческая область Арцах); основан до X в. Церковь Сурб-Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя) возведена в 1216–1238 гг. князем Арцах-Хачена Хасаном Джалалом. Строительство гавита (нежилого помещения) Гандзасара начато в 1261 г. супругой Хасана Мамкан и завершено их сыном Атабак-Иване в 1266 г. В 1271–1301 гг. Гандзасар приобрёл значительные вклады, около 1400 г. стал центром Албанского католикосата (составная часть Армянской церкви). В 1462 г. Бегум-хатун, супруга султана племенного объединения Кара-Коюнлу Джахан-шаха, утвердила права Гандзасара и освободила его от податей; в 1487 г. Якуб-падишах, султан Ак-Коюнлу, также освободил монастырь от податей. С середины XV в. до середины XVI в. владения Гандзасара расширились. Восстановительные работы проводились в 1551, 1628–1633, 1653, 1781 гг., в 1689 г. была построена трапезная. В XVIII в. Гандзасар, являвшийся очагом армянской культуры, стал центром национально-освободительного движения. В 1783 г. собравшиеся здесь князья и духовенство составили письмо русскому генералу князю Григорию Александровичу Потёмкину с обещанием помощи при освобождении Карабаха от персидского ига. После утверждения русского владычества (1813 г.) в 1815 г. Гандзасарский (Албанский) католикосат был переименован в митрополию, центр которой в 1836 г. переместился в Шушу. В 1898 г. в Гандзасаре построено двухэтажное здание школы. В 1923 г. Гандзасар был закрыт, служба в церкви Сурб-Ованнес Мкртич возобновлена в 1988 г. Церковь и гавит, пристроенный к ней с запада, составляют ядро архитектурного ансамбля. Церковь крестообразная, с помещениями, расположенными в двух ярусах в углах постройки, славится резным убранством. Композиционными особенностями и мотивами близка к армянским церквам в монастырях Арич (1201 г.) и Ованаванк (между 1216 и 1221 гг.). Над пучковыми подкупольными пилонами высятся уходящие в перспективу стрельчатые арки, верхние украшены рельефными ячейками, восточные – рядом арочек с символическими геометрическими мотивами. От парусов выступают протомы – символы евангелистов. Выше орнаментального кольцевого карниза – цилиндрический барабан с аркатурой на сдвоенных колонках, повторяющей внешнее убранство армянских церквей. Фронтальная стенка алтарного возвышения набрана ромбовидными и треугольными блоками с изящной резьбой. Снаружи храм выглядит ещё богаче. Основной объём огибает традиционная аркатура, включающая в свой ритм фасадные ниши. Некоторые арки трёхлопастные, а над повышенными центральными арками возносятся рельефные кресты. В середине западной из них – оригинальное по иконографии и стилю изображение Распятия: на боковых ветвях креста – крупные птицы. Членённый пучковыми колоннами барабан увенчан зонтичным шатром. В гранях барабана – орнаментированные розетки, рипиды, библейские образы и сюжеты. В нишах двух граней западной стороны – князья-ктиторы, возносящие над головами модели церкви, между ними – композиция «Грехопадение», над которой под щипцом грани – образ Христа. На южных гранях – коленопреклонённые молящиеся фигуры, обращённые к Богоматери, под щипцом центральной грани. Тонкое плетение растительного орнамента треугольных фронтонов, обрамлений окон, рипид сочетается с обобщённо-стилизованными изображениями фигур. Гавит перекрыт структурой сводов на скрещивающихся арках, его центральная ячейка – сталактитовым сводом со световым проёмом, над которым снаружи возвышается шестиколонная ротонда. Богатой резьбой и полихромной кладкой оформлены порталы. По оценке историка искусства и архитектуры Анатолия Леопольдовича Якобсона (1906–1984 гг.), «этот уникальный памятник… следует считать энциклопедией армянской архитектуры XIII века».

 
PR-CY.ru