ГРЮМЕЛЬ Венанс

ГРЮМЕЛЬ Венанс (1890–1967 гг.) – французский византинист, историк церкви; монах ордена ассумпционистов. Получил образование по специальности философия и теология. В начале 1920 гг. некоторое время прожил в Греции среди переселенцев из Малой Азии, изучая язык, культуру и религию общин, сохранивших традиции малоазийского христианства. Интересовался философией Владимира Сергеевича Соловьёва (1853–1900 гг.). В 1920–1925 гг. – преподаватель греко-болгарского семинара в Стамбуле. С 1922 г. – сотрудник журнала «Echos d'Orient», издававшегося в то время в Кадыкёе (греческий Халкидон), пригороде Стамбула, и затем переведённого в Бухарест. С 1925 г. – секретарь французского Института византийских исследований в Бухаресте. В 1950–1952 гг. – профессор школы религиозного права при Католическом институте в Париже. С 1955 г. – сотрудник национального центра научных исследований Франции. С 1966 г. – член Академии наук, литературы и искусств Савойи. Основная сфера научных интересов Венанса Грюмеля – вероучение, история Восточных христианских церквей, преимущественно история взаимоотношений церквей Рима и Константинополя. На протяжении всей жизни он оставался верен идеям объединения Римско-католической церкви с восточным христианством и сделал многое для исследования истории схизмы между православием и католичеством. Этой теме посвящены циклы его статей о фотианской схизме IX в., о схизме 1054 г. и попытках её преодоления в XI–XIII вв. По проблеме фотианской схизмы Венанс Грюмель вступил в полемику с чешским и американским католическим историком церкви Франтишеком Дворником (1893–1975 гг.), отстаивая устоявшееся в католической науке мнение о патриархе Фотии (858–867, 877–886 гг.) как о сложном и подверженном перемене взглядов политическом деятеле, который наряду со стремлением к реализации общецерковных интересов того времени по необходимости был склонен вести и политические интриги, преследуя собственные интересы. В вопросе о последствиях схизмы 1054 г. Венанс Грюмель стал одним из авторов концепции, согласно которой значение 1054 г. для церковного раскола было минимальным, и во многом он был преодолён последующими контактами между церквами Константинополя и Рима второй половины XI – XII в. Он связывал схизму с последствиями четвёртого Крестового похода и захватом Константинополя в 1204 г., который породил недоверие к западным христианам у широких слоёв православного византийского и восточноевропейского общества. Венанс Грюмель занимался исследованием истории и богословия несторианства на Ближнем Востоке VII в., христологией Леонтия Византийского (VI в.), св. Максима Исповедника (VII в.). Наиболее значительная его работа – «Регесты актов Константинопольского Патриархата». Этот полный справочник даёт представление обо всех известных документах Константинопольской патриаршей канцелярии с 381 по 1206 гг. Он позволил впервые детально установить принципы организации церковного бюрократического аппарата в Византии, типы издававшихся документов, их соотношение, характер взаимодействия церковной и светской властей при решении различных проблем. Работа была начата Венансом Грюмелем в 1929 г. по предложению Августа Гейзенберга (1869–1930 гг.) и после смерти учёного продолжена его учениками Жаном Даррузесом (1912–1990 гг.) и В. Лораном.

 
PR-CY.ru