ГРАБМАНН Мартин

ГРАБМАНН Мартин (1875–1949 гг.) – немецкий католический теолог и философ, медиевист, исследователь средневековой философии. Начальное образование получил в гуманитарной гимназии в Айхштетте. С 1893 г. обучался в теологическом институте епископства Айхштетт, после окончания которого 20 марта 1898 г. рукоположён во пресвитера. В 1900–1902 гг. продолжил учёбу в коллегии св. Фомы в Риме, где получил степени доктора философии и теологии. После возвращения в Айхштетт служил в приходах епископства, с 1906 г. преподавал догматическое богословие в Айхштеттском теологическом институте. В 1913–1918 гг. занимал должность профессора христианской философии в Венском университете. С 1918 г. – профессор догматического богословия в Мюнхенском университете. В 1920 г. избран членом Баварской академии наук с включением в состав исторической комиссии и центральной дирекции по изданию «Monumenta Germaniae Historica». В 1921 г. папой Римским Бенедиктом XV (1914–1922 гг.) возведён в сан прелата папского двора. С 1924 г. возглавлял издание сборника «Beiträge zur Geschichte der Philosophie im Mittelalter», переименованного по его инициативе в «Beiträge zur Geschichte der Philosophie und Theologie des Mittelalters» («Документы к истории философии и теологии Средних веков»). В 1930 г. избран членом папской академии св. Фомы Аквинского, с 1934 г. – членом-корреспондентом Прусской Академии Наук. В 1939 г. прекратил преподавательскую деятельность в связи с закрытием нацистами теологического факультета Мюнхенского университета, которую возобновил после окончания Второй мировой войны, член-корреспондент Австрийской академии наук (с 1948 г.). Значительное влияние на становление взглядов и интересов Мартина Грабманна оказал один из представителей немецкого неотомизма – профессор Ф. фон Паула Морготт, – под руководством которого в 1903 г. Мартин Грабманн начал работу над первой монографией, посвящённой учению Фомы Аквинского о церкви. Во время учёбы в Риме он познакомился с историком схоластики, префектом Ватиканской библиотеки пресвитером (впоследствии кардинал) Франциском Эрлем, побудившим его к углублённым исследованиям не только томизма, но и всей средневековой философии и теологии. Для Мартина Грабманна, как и для других представителей неотомизма, руководствовавшихся энцикликой «Aeterni patris» папы Римского Льва XIII (1878–1903 гг.) о возрождении христианской философии в духе Фомы Аквинского, исследования в области медиевистики были попыткой восстановления христианской философии и теологии в традиционном католическом понимании, которое противопоставлялось назревавшим модернистским течениям в Римско-католической церкви и секуляризации в Западной Европе.

 



 
PR-CY.ru