ГЕННАДИЙ МАРСЕЛЬСКИЙ - Страница 2

С именем Геннадия Марсельского связан трактат по каноническому праву «Древнецерковные постановления». Традиция присвоила ему титул «scholasticus» («учёный»), однако на Западе его учение рассматривалось как «полупелагианское». Геннадий Марсельский придерживается догматического положения, что единый Бог есть Отец, Сын и Святой Дух; Отец, поскольку имеет Сына; Сын, поскольку имеет Отца; Святой Дух, поскольку исходит от Отца и Сына. Подобно греческим богословам, он рассматривает Бога Отца как единое начало Божества, от Которого рождён Сын и от Которого Святой Дух ни рождённый, ни нерождённый, ни сотворённый, но «от Бога Отца и Бога Сына Бог исходящий», – вывод, никак не следующий из первоначальной предпосылки о монархии Бога Отца. Все Лица Святой Троицы совечны и единосущны Друг Другу. В Боге Троице нет ничего неравного, тварного, телесного, видимого. Святая Троица соединяется без смешения и различается без разделения. В Ней нет никакого различия в характерах или воле. Бог неизменно благ, ибо обладает благом по природе. Он считается в собственном смысле бестелесным, поскольку Он присутствует одновременно повсюду, всё наполняет и содержит. Геннадий Марсельский (как впоследствии Иоанн Дамаскин), обосновывает ту догматическую истину, что из Лиц Святой Троицы только Бог Сын воспринял плоть, ссылкой на неизменность Его личного свойства: «Кто был Сыном Бога Отца по божеству, Тот стал Сыном человеческой Матери по человечеству, чтобы имя Сына не перешло к Другому, Который не являлся Сыном по вечному рождению». Сын Божий, истинно рождённый от Бога по природе, стал Сыном Человеческим, истинно рождённым по природе от человека; и в том, и в другом рождении Он имеет имя Сына благодаря самому рождению. Поэтому не два Сына, но один Сын – Бог и Человек. Так Геннадий Марсельский утверждает единство лица Христа. Будучи постхалкидонским богословом, он исповедует дифизитство: Христос пребывает в двух сущностях; при этом две природы не слились и не смешались друг с другом, но соединились в некую «общность». Бог воспринял человека, и человек перешёл в Бога не превращением природы, а Божественным достоинством; так что ни Бог не превратился в человеческую сущность из-за восприятия человека, ни человек – в божественную из-за прославления в Боге. Вечный Бог и Человек родился от Девы, не утратив того, чем был, и соизволив быть тем, чем не был. Обладая двумя природами, Христос имеет и двойное единосущие: «Единый Сын единосущен Богу и человеку». Обе природы Христа были совершенные и истинные: «Истинный Бог по божеству, и истинный Человек по плоти». Человеческая природа Христа состояла из души и тела (или плоти); Его тело было не воображаемым, а истинным; Его душа не была лишена чувства и разума, а плоть – души; но и душа была со своим разумом, и плоть со своими чувствами, которыми, как истинными, Христос перенёс скорби Своей плоти и до страдания, и в страдании. Христос родился от человека, но не посредством человека, т.е. не от сочетания жены с мужем, а от Девы, поскольку Его земная Мать и при зачатии была Девой, и родила Девой, и после рождения осталась Девой; Она поистине есть Матерь Божья. Согласно Геннадию Марсельскому, тварная природа не проистекла из божественной сущности, но была сотворена из ничего.

 



 
PR-CY.ru