Словарь по христианству Г ГАРДНЕР Иван Алексеевич - Страница 3

ГАРДНЕР Иван Алексеевич - Страница 3

И.А. Гарднер написал около 120 духовно-музыкальных сочинений и переложений, однако большинство его произведений довоенного и военного времени не сохранились. Дошедшие до нашего времени хоры И.А. Гарднера были опубликованы частным издательством священника Николая Веглайса в Беркли (штат Калифорния, США), издательством русской газеты «Луч» в Зальцбурге (Австрия), Русским православным богословским фондом в Нью-Йорке, русским Свято-Троицким монастырём в Джорданвилле (штат Нью-Йорк, США), издательством св. Андрея в Альтенбекене (Западная Германия), бенедиктинским монастырём Шевтонь в Бельгии и др. И.А. Гарднер был ревностным сторонником Нового направления в духовной музыке, последователем школы Александра Дмитриевича Кастальского (1856–1926 гг.). Просветительской деятельностью и композиторским творчеством он немало содействовал развитию за пределами России направления в духовно-музыкальном творчестве и исполнительстве, ориентированного на средневековые церковные распевы. И.А. Гарднер чрезвычайно много сделал для улучшения качества репертуара русских церковных хоров, привлечения внимания к русскому церковному пению со стороны музыкальной общественности западных стран, к исполнению русских песнопений иноязычными хорами. Ряд его музыкальных обработок был переведён на финский и немецкий языки, чему активно содействовал ученик И.А. Гарднера – немецкий архимандрит-бенедиктинец Ириней (Тоцке). Как учёный-медиевист И.А. Гарднер был продолжателем дореволюционной русской музыкально-исторической школы, в первую очередь, московских учёных протоиереев Димитрия Разумовского и Василия Металлова. Главными задачами он считал проникновение «в метод теоретического и музыкально-литургического мышления древних мастеров», изучение беспометной нотации и её расшифровку. Хотя последней цели учёный не достиг, однако внёс существенный вклад в осмысление и систематизацию данных по истории русского церковного пения, в исследование многих проблем (например, демественного распева, звуковысотности знаменной нотации, церковнопевческой терминологии и др.). В 1920–1970 гг. И.А. Гарднер оказался единственным, кто столь глубоко и всесторонне изучал историю не только русского средневекового пения, но и русской церковной музыки Нового времени. Церковно-музыкальная публицистика, дискография, библиография, рецензии – все эти стороны деятельности, характерные для дореволюционных историков, были свойственны и ему. Общее количество опубликованных работ И.А. Гарднера насчитывает около 540 наименований. Итогом его научной деятельности стало сочинение «Богослужебное пение Русской Православной Церкви», в котором автор стремился изложить систему и тысячелетнюю историю русского богослужебного пения в церковно-историческом и литургическом контексте. И.А. Гарднер также хотел показать путь, «по которому надлежит идти деятелю на русской церковно-певческой ниве, чтобы богослужебное пение было церковным, являлось одной из форм самого богослужения и оставалось бы в то же самое время русским». Вобравший идеи и материал многих статей и лекций И.А. Гарднера, этот труд стал одним из самых авторитетных учебных руководств по русскому церковному пению, написанных в XX в.



 
PR-CY.ru