ГЮЙОН Жанна Мария - Страница 3

Жанна Мария Гюйон проповедовала недоверие к человеческому естеству и его чувствам, призывала к замене молитвословий «молитвой простого взгляда» («пассивной молитвой»), которая способствовала бы искоренению злой воли и преображению в состояние безгреховности. Большое место в её концепции занимает учение о терпеливом перенесении скорбей и гонений, а также так называемых периодов богооставленности как средства воспитания души Богом. В период богооставленности человек, переживающий как бы вечное осуждение, учится любить Бога бескорыстно, т.е. вне связи с личным спасением. После осуждения сочинений Жанны Марии Гюйон Римско-католической церковью её творчество получило популярность в протестантской среде, особенно среди квакеров и моравских братьев, в начале XIX в. – среди масонов-мистиков. Её сочинения («Легчайший способ молиться», «Ежедневные христианские размышления», «Толкования на несколько книг Священного Писания Ветхого и Нового Заветов») были изданы на русском языке и по распоряжению оберпрокурора Священного Синода князя Александра Николаевича Голицына (1773–1844 гг.) в 1801–1827 гг. рассылались по монастырям и приходам для обязательного приобретения вместе с трудами немецких писателей-мистиков Иоганна Генриха Юнга-Штиллинга (1740–1817 гг.), Карла фон Эккартсхаузена (1752–1803 гг.) и др. В 1840 гг. оберпрокурор Синода граф Николай Александрович Протасов (1798–1855 гг.) велел изъять и отослать всю мистическую литературу в Синод. В России произведения Жанны Марии Гюйон были встречены неоднозначно: противник А.Н. Голицына архимандрит Фотий (Спасский) называл её не иначе как «скверная жена французская Гионша», а преподаватель Киевской духовной академии Иннокентий (Борисов), впоследствии епископ Херсонский и Таврический, отзывался о Фенелоне и Жанне Марии Гюйон с большим сочувствием, говоря, что они «сделали много пользы». Соч.: «Соборное послание св. апостола Иакова, с толкованиями и примечаниями относительно ко внутренней жизни». М., 1785; «Ежедневные христианские упражнения по руководству слова Божия, или Беседы, расположенные по текстам евангельским на каждый день года». М., 1801. 4 т.; «Избранные сочинения г-жи де ла Мот-Гион, или Изъяснения и размышления на Деяния и Послания св. апостолов, руководствующие ко внутренней жизни». М., 1820–1821. 3 т.; «Душеспасительные и назидательные христианские поучения в пользу юношества, готовящегося проходить многотрудное поприще жизни». М., 1821. 2 т.; «О последовании младенчеству Иисуса Христа, образцу совершенства для всех состояний». СПб., 1823; «Святое Евангелие Господа нашего Иисуса Христа от Иоанна: С изъяснениями и размышлениями, касающимися внутренней жизни». Зарайск, 1909; «Достигая совершенства». СПб., 2002; «Познание глубин Иисуса Христа». СПб., 2003; «Автобиография». СПб., 2003; «Песня Песней: Пояснения и размышления». СПб., 2004; «Деяния святых апостолов. Послание к Римлянам св. апостола Павла». СПб., 2004; «Откровение Иоанна Богослова». СПб., 2005. См. также Квиетизм



 
PR-CY.ru