ГУСИТЫ

ГУСИТЫ – последователи чешского религиозного реформатора Яна Гуса (около 1369 – 1415 гг.), выступившие 1415 г. в Праге на многолюдном сейме с протестом против его сожжения. Протест был подписан 452 баронами и другими вельможами Чехии и Моравии. В нём содержалось заявление о готовности «до последней капли крови защищать закон Христа и его смиренных проповедников». Принцип держаться Бога, а не католической иерархии нашёл отражение и в обрядовой практике – причащение стало осуществляться под обоими видами – хлебом и вином (а не только хлебом), и мирянам предоставлялась чаша с вином. Отсюда название «чашники», которое было дано этому бюргерско-рыцарскому направлению гуситов, которое помимо баронов и вельмож составляли средние и мелкие дворяне, зажиточные ремесленники и духовенство, горожане Праги и магистры Пражского университета. Они выступили за реформы церкви, которые сводились к созданию «душевной церкви», за расширение светского землевладения за счёт секуляризации церковных земель. Рост национального самосознания выразился в требовании изгнать немецких феодалов. Гуситская революция привела к созданию первой национальной реформированной церкви, не находившейся в зависимости от Римско-католической церкви. Чехия была охвачена движением за исправление нравов и возрождение личной религии с 1363 г. Оно значительно усилилось, когда в начале XV в. в Прагу попали полемические сочинения английского реформатора Джона Уиклифа (1320/1324 – 1384 гг.), распространявшиеся Иеронимом Пражским (около 1378/1380 – 1416 гг.) и другими чехами. Но главным выразителем идей движения за реформы, а также первым мучеником стал Ян Гус, который по постановлению Констанцского собора был сожжён на костре в Констанце 6 июля 1415 г. Число последователей Яна Гуса и его популярность среди чехов были столь велики, что в Праге на многолюдном сейме несколько сотен вельмож и дворян поставили свои подписи под официальным протестом против этой казни. В Чехии началась настоящая революция, длившаяся около шести лет. Многие представители духовенства и Пражского университета отрицали право католической церкви навязывать вероучительные доктрины и богослужебные обычаи, если они противоречили учению и делам Христа и первохристианской церкви. Радикальный вызов наиболее характерно выразился в гуситском причащении мирян хлебом и вином («причастие под двумя видами», sub utraque specie), тогда как церковь предписывала причащаться освящённым вином лишь духовенству. Так евхаристическая чаша стала символом еретиков-гуситов, которых часто называли каликстинами («чашниками», от лат. calix, «чаша») или утраквистами. Но уже к 1416 г. в среде гуситов возникли разногласия, поводом к которым послужило истолкование необходимости придерживаться «Божественного закона» (Goddis Law у Дж. Уиклифа, оказавшего существенное влияние на формирование мировоззрения Яна Гуса).

 



 
PR-CY.ru