ГУРИЙ, САМСОН и АВИВ

ГУРИЙ, САМСОН и АВИВ (III – начало IV в.) – христианские святые мученики, исповедники; память в православной церкви совершается 15 ноября (по юлианскому календарю). Агиографические источники относят время мученичества святых Гурия, Самона и Авива к 293–322 гг. Это связано с тем, что церковная традиция объединила вместе святых, живших в различное время. Первоначальная редакция мученических актов святых Гурия, Самона и Авива была написана на сирийском языке и известна по древним греческим, армянским и латинским переводам. Дошедший до нас сирийский текст мученичества известен по рукописи XV в. В ней упоминается её автор – Феофил Эдессянин, который сообщает о себе, что он был от рождения язычником, обратился в христианство и написал свой труд на пятый день после мученичества Гурия и Самона. Его авторству также принадлежит отдельный мученический акт святого Авива. Миряне Гурий и Самон приняли мученическую смерть во время гонений императора Диоклетиана (284–305 гг.). С их началом они покинули свой родной город Эдессу, но были схвачены. Их пытались уговорами заставить принести жертвы языческим богам, но они отказались. На суде правителя области святых подвергли пытке (связали друг с другом, привязали к ногам камень и оставили висеть несколько часов), а затем вернули в темницу, где они провели около трёх месяцев (у Арефы Кесарийского (около 861 – 934 гг.) в темнице святые провели несколько лет, за что он их называет исповедниками). Когда их вновь привели на суд, то повторной пытке подвергли только Самона. Видя непреклонность святых, их обезглавили. Тела мучеников погребли местные христиане. Диакон Авив пострадал в гонения императора Лициния (308–324 гг.). На него был подан донос, и на суде правитель города пытался склонить Авива принести жертвы языческим богам. После отказа это сделать Авива сожгли заживо. Согласно житию, тело Авива было найдено его родными невредимы. Они погребли тело святого в одной гробнице с Гурием и Самоном. Наиболее известным чудом, приписываемым святым Гурию, Самону и Авиву связано с нашествием гуннов на Византию. Житие относит эти события к периоду епископства в Эдессе исповедника Евлогия (379–387 гг.). Во время похода один наёмник гот остановился в Эдессе в доме вдовы Софии. Там он заметил её дочь Евфимию и начал просить её себе в жёны. Мать отказывалась, считая на основе слухов, что у гота на родине есть жена, но наёмник убедил её в обратном и вступил в брак с девушкой. Перед тем как гот с Евфимией покинули Эдессу, София заставила своего зятя поклясться в верности своей новой супруге на гробнице свв. Гурия, Самона и Авива. Вернувшись домой, гот велел Евфимии одеться в одежду служанки и привёл её в своей дом к жене и детям, объявив что привёл византийскую пленницу.

 



 
PR-CY.ru