ГУРИЙ Никитин (Никитич) Кинешемцев

ГУРИЙ Никитин (Никитич) Кинешемцев (около 1620 – 1691 гг.) – русский живописец, крупнейший мастер фрески и иконописи второй половины XVII в., старшина артели костромских иконописцев. Гурий Никитин (сын) Кинешемцев родился предположительно в начале 1620 гг. в Костроме в семье, не связанной с иконописью. Его отец – Никита Григорьев (сын) Кинешемец – «прожитком добре худ». После смерти мужа в мор 1653–1654 гг. мать иконописца Соломонида владела двором в Костроме на Мшанской улице. Сведения о семье Гурия (Никитина) Кинешемцева зафиксированы в дозорной книге Костромы 1664 г., которая включила данные несохранившейся переписной книги 1646 г. Семья проживала на Брагиной улице близ Богоявленского монастыря. В 1664 г. Гурий Никитин имел лавку «на два лица» в Соляном ряду, три лавки в Рыбном ряду. Брат Гурия (Лука) ремеслом «сапожный кропач». В Костроме проживали и два двоюродных брата Никиты Григорьева Кинешемцева – Фёдор и Михаил Ивановы Кинешемцевы, владевшие в городе лавками в рыбном, шубном и суконном рядах, которые затем по наследству отошли Гурию Никитину. У кого Гурий Никитин учился живописи – неизвестно, но исследователи предполагают, что его талант проявился с молодых лет. Первые серьёзные опыты фресковой живописи он приобрёл, видимо, в Москве, работая в составе костромской артели в таких храмах, как церковь Троицы в Никитках в московском (Китай-город; 1653 г.) и Архангельском соборе в Московском Кремле (1659, 1660 гг.). Работами в Архангельском соборе руководил известный царский изограф (иконописец) Симон Ушаков (1626–1686 гг.). К росписям было привлечено больше ста мастеров из Москвы, Костромы, Ярославля, Новгорода, Калуги. В 1661 г. игумен Данилова монастыря в Переславле-Залесском Савва подрядил его вместе с пятью иконописцами расписать монастырскую церковь во имя Святой Троицы. В продолжение 1661–1662 гг. они писали «во главе и закоморех», но не успели окончить стенную роспись, т.к. были вызваны в Москву. Здесь летом 1664 г. Гурий с товарищами под руководством Симона Ушакова писали иконы в церкви великомученицы Евдокии, что у государя в сенях. Высланный из Костромы на Москву в 1666 г., Гурий работал по возобновлению стенной росписи Архангельского собора, за что в следующем году был пожалован как кормовой иконописец первой статьи. С января по май 1668 г. по поручению царя он писал самым добрым письмом и с великим писанием две иконы для Антиохийского патриарха Макария: «Вседержителя Спаса, а по полям 12 праздников со страстями» и «пречистой Богородицы Одигитрии, по полям кондаки и икосы и акафисты».

 



 
PR-CY.ru