ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 7

Желая организовать независимый Картлийский католикосат, Вахтанг с согласия Константинополя решил пригласить обоих в Картли: Петра – католикосом, Самуила – епископом. Узнав об этом, архиепископ Мцхетский Михаил «огорчился и даже стал протестовать». Когда царь возвратился на родину, он не вышел его встречать и отлучил его и войско от церкви, оправдывая свои действия ложными сведениями об измене царя православию за время 8-летнего отсутствия. Как повествует летопись, царь Вахтанг «как смиренный сын Церкви» поехал к архиепископу, сделал земной поклон и испросил благословение. Архиепископ Михаил оттолкнул царя, «брыкнул ногой» и каблуком выбил ему зуб. Царь обвинил его в коварстве и в том, что он «загорелся злою завистью, словно Иуда к Петру», как только узнал, что в Картли «будет приведён человек, стоящий над тобой». Царь отправил архиепископа Михаила с посольством в Константинополь к патриарху Геннадию I (458–471 гг.), вручив ему помимо документов и выбитый зуб. Константинопольский патриарх низложил архиепископа Михаила, заточил его в константинопольский монастырь акимитов и обратился к Антиохийскому патриарху с просьбой рукоположить в католикоса Картли Петра, во епископов – Самуила и 11 священников, «которых сам пожелает». Просьба Константинопольского патриарха основывалась на том факте, что Картлийская церковь – Восточная, а «Восток и Север (ойкумены) принадлежат святому престолу (Антиохийскому), как о том установлено в благовествованиях апостолов». Кесарь и патриарх также напоминали об обстоятельствах, помешавших св. Нине после крещения Картли организовать рукоположение главы Картлийской церкви Антиохийским патриархом (о «смуте» между персами и греками). Приняв рукоположение в Антиохии, католикос Пётр и 12 епископов были отправлены в Константинополь, где получили благословение и дары от Константинопольского патриарха и византийского кесаря, и вместе с невестой царя, дочерью кесаря царевной Еленой, отправились в Грузию. В Мцхете на месте деревянного Светицховели был воздвигнут каменный собор, где находился престол католикоса, на кафедру в церкви Самтавро в Мцхете был посажен епископ Самуил, по мнению некоторых исследователей, викарий католикоса. До 14 (включая Мцхету и Самтавро) было увеличено число епархий: Ахизская в Кларджети, Артаанская в Эрушети, Джавахетская с кафедральным центром в Цунде, Манглисская, Болнисская, Руставская, Ниноцминдская, Черемская, Челетская, Хорнабуджская, Агаракская, Никозская. В период царствования Вахтанга принял мученическую кончину перс по происхождению св. Ражден: он был распят на кресте соплеменниками. Через несколько лет царь Вахтанг перевёз мощи мученика из Цроми в Никози и поместил их в кафедральном соборе, во имя первомученика воздвиг храмы в Уджарме и Самгори. К тому же периоду относится и мученичество св. царицы Шушаник (475 г.), описание которого, созданное её духовником Яковом Хуцеси (Цуртавели) между 476 и 483 гг., признано одним из ранних сохранившихся грузинских агиографических произведений. Свидетель событий, Яков в деталях описал мученичество св. Шушаник, муж которой, питиахш Картли Варскен, принял маздеизм и подвергал пыткам жену, принуждая её к вероотступничеству. Святая умерла в темнице.

 



 
PR-CY.ru