ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 5

Грузинский писатель и богослов XI в. преподобный Ефрем Мцире, опираясь на «Антиохийский хронограф» (Х в.), отмечает, что для основания и организации церкви в Мцхету прибыл Антиохийский архиепископ святитель Евстафий (324 – около 330 гг.). Источник, на который ссылался Ефрем, не сохранился, но существует славянский перевод хронографа, сделанный Никоном Черногорцем, где содержатся те же сведения, что использовал Ефрем (то же отмечено и в «Уложениях» Руис-Урбнисского собора). Предание о крещении грузин преподобным Евстафием Антиохийским долгое время сохранялось и отражено на фреске XVIII в. в храме Светицховели: св. Евстафий Антиохийский вручает царю Евангелие, рядом – Мириан, царица и царевич. Однако ни ранние редакции «Жития св. Нины», ни сочинения византийских авторов не содержат упоминаний о роли Евстафия в организации ГПЦ. Эти источники указывают, что первым иерархом Картлийской церкви стал епископ Иоанн I (320–360 гг.), «человек, украшенный как благочестием и умом, так и праведной жизнью и почтением к архиерейству». В знак торжества христианства в Картли на горах, где прежде стояли языческие идолы, по повелению св. Нины были воздвигнуты кресты: главный – в Мцхете (позже на этом месте был выстроен храм Джвари), другие – на горе Тхоти (место обращения царя Мириана) и в г. Уджарма. Праздники по случаю воздвижения крестов продолжались 52 дня: с пятницы 25 марта по воскресенье 15 мая. Первый грузинский храм было решено заложить на месте 300-летнего кедра, который вырос над погребением св. Сидонии и хитона Господня. Пишут, что основание храма сопровождалось чудесами: после неустанных молитв св. Нины ствол, который до того срубить было невозможно, чудесным образом поднялся в небо и опустился на место, предназначенное для строительства, став первым столпом церкви; к нему приводили больных, и они исцелялись. Столп окружили деревянной оградой, и вокруг него выстроили церковь Светицховели. Источники называют её «Святая Святых» и указывают, что «никто не смел кроме воскресенья туда войти, лишь священники пели там псалмы». Согласно «Картлис Цховреба», у мироточивого столпа Светицховели происходили многочисленные чудеса и знамения, и вскоре частицы древа распространились по всей стране. Опасаясь, что столп будет таким образом разделён на части, царь с согласия епископа Мцхетского Иакова, чтобы сохранить святыню, приказал покрыть известняком чудотворный столп, а сверху установить вырезанный из этого же дерева крест – так называемое Животворящее Древо. С просьбой о помощи в церковном строительстве в Константинополь отправилось посольство, возглавляемое епископом Иоанном. Император Константин вручил ему святыни (подножие св. Креста, гвозди Распятия), церковную утварь, иконы и деньги, направил в Картли строителей, которые заложили церкви в Цунде, Эрушети (где епископ Иоанн оставил гвоздь Господень), Манглиси (куда передал подножие св. Креста), каменный храм в Мцхете (Самтавро), а также крестили другие народы Картлийского царства. Сведения источников о церковном строительстве времени царя Мириана подтверждаются и археологическими исследованиями. Так, следы алтарей IV в. были обнаружены в Манглиси, в нижних слоях пола мцхетских храмов Самтавро и Светицховели, близ Самтавро найден надгробный камень главного зодчего и живописца Аврелия Аколлы с греческой надписью.

 



 
PR-CY.ru