ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ - Страница 4

Свв. Рипсимия, её подруги и старица Гаиания были жестоко замучены, а св. Нина, спасаясь, оказалась на севере. Древнейшая версия «Жития» не упоминает имени римского императора. Сведения «Жития царя Мириана» относят дату мученичества свв. Рипсимии и Гаиании ко времени царствования императора Лициния (305–314 гг.), однако большинство историков считают, что бегство св. Нины произошло намного раньше. Накануне дня празднования культа грузинского языческого божества Армаза (5 августа) св. Нина достигла Мцхеты. Святая жила у садовника царского сада Мцхеты, затем у северной границы города в шалаше в кустах ежевики (сейчас здесь расположен женский монастырь Самтавро, рядом с ежевичным кустом выстроена маленькая церковь св. Нины), исцеляла и проповедовала. Её последовательницами стали женщины из знатных семей и царского дома: жена царевича Реви св. Саломея Уджармская, жена картлийского эристава св. Перожавра Сивнийская, супруга царя Мириана царица Нана, которую св. Нина исцелила от тяжёлой болезни, дочь настоятеля мцхетской синагоги св. Авиафара Мцхетского Сидония. «Житие св. Нины» особое внимание уделяет тесной связи просветительницы Грузии с еврейскими общинами Картли: «священниками» из местности Боди (современный Бодбе, Сигнахский район, где находится Бодбийский монастырь; по другой версии, современная Ниноцминда, близ г. Уджарма), «книжниками» из Кодисцкаро, «переводчиками Кананита» из Хоби. Наиболее близкими ко двору были «обитатели Мцхеты» («дом Элиоза») – род, считавший себя потомком библейского первосвященника Илии, по традиции обладавший правом служить в мцхетской синагоге. От Авиафара и Сидонии св. Нина узнала, что хитон Господень в I в. привёз в Мцхету левит Элиоз, и поклонилась тайному месту погребения хитона. От лица свв. Сидонии и Авиафара ведётся повествование в некоторых главах «Жития св. Нины». Существует ещё несколько сведений о её связях с еврейскими общинами Картли. Так, ещё до прибытия в Мцхету святая месяц жила в еврейской общине г. Урбниси («для языка еврейского»), а последние годы жизни провела в местности Боди. После крещения Картли и кончины св. Нины еврейские просветительские центры в источниках больше не упоминаются, что исследователи связывают со слиянием общин крещёных иудеев с церковью. Считается, что Грузия приняла крещение в 326 г. В «Мокцеваи Картлисай» описывается обращение царя Мириана в христианство, поводом к которому послужило чудо во время охоты на горе Тхоти (близ современного г. Каспи) в окрестностях Мцхеты. Внезапно его окружила тьма, царь вознёс тщетные молитвы языческим божествам, затем воззвал к «Богу Нино», обещая в случае спасения принять христианство, и в тот же момент он увидел свет. Царь исповедал Христа перед св. Ниной и направил письмо о желании принять крещение царице Елене и её сыну императору Константину I Великому (323–337 гг.), который прислал в Картли епископа Иоанна, священника Иакова и диакона. Царь и двор были крещены немного раньше, а затем в Мцхете, у слияния рек Арагви и Мтквари (Кура), был окрещён народ. 1 октября ГПЦ отмечает Светицховлоба – древний праздник, восходящий ко времени крещения Картли: ежегодно в этот день католикос-патриарх Грузии совершает в водах Арагви и Мтквари массовое крещение народа.

 



 
PR-CY.ru